Режиссер создает на экране параноидальную, клаустрофобную атмосферу дома и его пленницы. Кадр из фильма
На Netflix состоялась премьера детективного триллера «Женщина в окне» – экранизации одноименного романа А.Дж. Финна (псевдоним американского писателя Дениэла Маллори), снятого Джо Райтом. Новый проект режиссера, известного «Гордостью и предубеждением», «Искуплением» и «Анной Карениной» с Кирой Найтли и байопиком «Темные времена» с Гари Олдманом в роли Черчилля, чудом добрался пусть до малых, но все-таки экранов – по разным причинам премьеру переносили в течение почти двух лет. Внимание к фильму привлекает не только относительная популярность литературного источника, но весьма внушительный, для подобного проекта даже избыточно звездный, актерский состав. Начиная с того, что сценарий адаптировал драматург Трейси Леттс (символично, что в картине он сам сыграл психотерапевта), а главные роли исполнили Эми Адамс, все тот же Гари Олдман и Джулианна Мур.
Анна (Адамс) живет в огромном доме, где постоянно царит полумрак и включен телевизор, по которому нон-стоп крутятся старые фильмы. Она то и дело разговаривает с невидимым зрителю мужем и ребенком, изредка – с реальными гостями вроде доктора (Леттс), выписывающего ей все новые и новые таблетки, или жильца Дэвида (Уайатт Рассел), которому сдает подвал. На улицу Анна не выходит – у нее агорафобия, но любит наблюдать в окно за жильцами дома напротив. Однажды туда заселяются новые соседи Расселлы, муж Алистер (Олдман) с женой Кейт (Мур) и сыном-подростком Итаном (Фред Хехингер). Анна довольно быстро знакомится с мальчиком, который становится ее частым посетителем – женщине кажется, что он не ладит с родителями, а потом она и вовсе начинает подозревать отца семейства в домашнем насилии – и убийстве. В окнах напротив творится что-то подозрительно неладное, но полиция неохотно верит сидящей на таблетках и запивающей их вином одинокой женщине на грани нервного срыва.
Джо Райт всеми доступными кинематографическими способами пытается превратить цепляющую интригой, но, как ни крути, незамысловатую беллетристику в триллер уровня Хичкока. Тем более что «Женщина в окне» весьма неприкрыто вдохновлена «Окном во двор». Визуально режиссеру и правда удается создать на экране параноидальную, клаустрофобную атмосферу дома и его вынужденной пленницы. Удивительно, но в том числе за счет размеров помещения. Огромный особняк, комнаты и лестницы которого сняты под странными, изломанными углами, резонирует с внутренним состоянием Анны, испытывающей приступы то иррациональной паники, то делирия. Приходя в помутненное, но все же сознание, она судорожно ведет свое нетрезвое оконное расследование, впадая в беспамятство под фоновый шум черно-белых фильмов (в том числе и того же «Окна во двор» – как оригинально) – путешествует по волнам стертых защитным механизмом мозга воспоминаний о трагическом происшествии в прошлом, ставшем причиной ее агорафобии.
Эми Адамс, в 2018 году уже сыгравшая травмированную женщину средних лет с алкогольно-наркотической зависимостью в «Острых предметах» по роману Гиллиан Флинн, – удачное попадание в образ, тогда как остальные звезды здесь исключительно благодаря своему статусу. «Женщина в окне» – по большому счету психологический моноспектакль, пособие по незалеченным душевным болезням и нездоровому состоянию общества, так как едва ли не главной движущей и сюжетообразующей силой повествования становится «газлайтинг». Окружающие, среди которых есть и злодеи, и, в общем-то, хорошие люди – как ни странно, полицейские во главе с детективом Литтлом (Брайан Тайри Генри), – опираясь на видимое невооруженным глазом нестабильное состояние Анны, охотно обвиняют ее в том, что она все лишь галлюцинирует под действием лекарств. И вообще сумасшедшая – а потому и веры ей быть не может. Удобный способ устранить свидетеля.
«Женщина в окне» остается весьма посредственным детективом и триллером, что на бумаге, что на экране, – интрига, несмотря на присутствие твистов, банальна, в чем-то притянута за уши, предсказуема (по крайней мере для тех, кто более или менее знаком с жанром). Оттого, что экранизации в отличие от книги не хватает времени для более полного погружения аудитории в гнетущую атмосферу, финал выглядит чем-то, относящимся к фильмам категории «Б», в которых из условного шкафа банально выскакивает негодяй с ножом, стремительно понижая градус саспенса.
Тем не менее даже фигура антигероя – здесь повод в очередной раз задуматься о человеческой природе зла как результата ментальных расстройств. «Женщина в окне» походит к проблеме стигматизации психических заболеваний в обществе не глубоко, даже популистски, но и автор, и вслед за ним режиссер наглядно показывают, к чему это приводит. Злодеи, конечно, будут наказаны, как того требует жанр, остальные покаются, но вот поплатится за все это в первую очередь героиня Адамс.
комментарии(0)