Анимационный фильм сделан в жанре психоделического переживания. Кадр из фильма
На 43-м Московском кинофестивале в одной из его параллельных программ состоялась российская премьера американского анимационного фильма «Криптополис». Впервые он был показан на «Сандэнсе», после чего попал в программу Берлинале, а в широкий российский прокат должен выйти осенью 2021 года. Режиссером картины стал Дэш Шоу, художник, автор графических романов и аниматор, в полном метре дебютировавший в 2016 году с работой «Моя школа тонет в море» – настоящим рисованным фильмом-катастрофой, в котором уходящее под воду вместе с учениками здание не только становилось метафорой взросления, но и было весьма захватывающим зрелищем, полным черного юмора и весьма недетских, несмотря на формат, приключений и диалогов. «Криптополис» также, оставаясь в первую очередь удивительным психоделическим переживанием, аллегорически рассуждает на актуальные темы.
Основное действие разворачивается в 70-е годы в пригороде Сан-Франциско. Однажды ночью, гуляя по лесу, покуривая косяк и занимаясь сексом у костра, влюбленная пара натыкается на высоченный забор посреди чащи. Перебравшись через него, парень и девушка – оба обнаженные – обнаруживают пасущегося на лужайке единорога, который, испугавшись, протыкает мужчину рогом и сам погибает от рук впавшей в ярость женщины. Позднее выясняется, что показанное в этом библейском прологе место – территория криптозоопарка, где группа экологов-энтузиастов во главе с дочкой военного Лорен Грей собирает криптидов – существ, чье существование не доказано наукой – помимо того самого единорога, есть и фавн, и кракен, и дракон, и пегас, и химера, и многие другие.
Общество вынуждает их прятаться, однако Лорен, которая в детстве столкнулась с криптидом под названием «баку» – по виду слоненком, – с помощью хобота высасывающим сны, уверена, что зоопарк изменит отношение людей, поможет им привыкнуть к неизведанному и научиться жить рядом с невероятными созданиями. Параллельно охоту на криптидов ведут военные, желающие превратить их в новое биологическое оружие. И назревающая схватка людей за души и тела полумифических тварей заставит тех, кто считал себя защитником и спасителем, пересмотреть свой взгляд на ситуацию.
Вместе с Шоу над «Криптополисом» работала команда аниматоров – весьма скромная по меркам каких-нибудь больших голливудских студий. Тем не менее изображение, со времен «Моей школы» вышедшее на новый качественный уровень, и уникальный авторский стиль рисунка позволяют работе в ее видимой невооруженным взглядом сложности задумки и исполнения конкурировать с высокобюджетными мультипликационными блокбастерами. Будто бы карандашные наброски силуэтов некоторых персонажей оказываются в расцвеченном всеми цветами радуги объемном пространстве, меняется техника рисования – от небрежной карандашной до очень детальной. При этом цельность изображения не вызывает сомнений, это по-настоящему живой мир, вибрирующий, переливающийся красками, не по-детски сказочный, а по-взрослому фантастамагоричный. Только успеваешь поверить в существование единорога, как его тут же убивают ударом камня по голове. Райской полуптице-полуженщине алконосту, обитающей на территории плато Путорана, подрезают крылья. Есть и клетки, и цепи, в общем, зрелище иногда и для окрепшей психики непростое, бьющее по самому больному – той самой детской вере в чудеса.
В этом смысле неслучайны и выбранные время и место действия, так как 70-е для Америки в целом и для солнечной и свободной Калифорнии в частности также были периодом крушения грез и надежд, в чем-то по-детски сказочных и фантастических. Протесты против войны во Вьетнаме и насилия в целом – визитная карточка движения хиппи, которое, в свою очередь, существуя в качестве фона «Криптополиса», наделяет его эстетикой и энергией измененного сознания. Весь мультфильм можно расценивать этаким наркотическим путешествием, психоделическим видением, помогающим мозгу переварить и осмыслить реальность, а также, конечно, убежать от нее, чтобы не было так больно.
Впрочем, несмотря на некоторую ностальгическую ретроатмосферу и самой анимации, и фабулы, нетрудно увидеть в «Криптополисе» вполне современный посыл. Криптиды – чужаки и социальные изгои, существование которых одни не признают, другие пытаются прекратить. А третьи в борьбе за якобы свободу и права «не таких» заходят едва ли не еще дальше. Заповедник неизбежно превращается в зоопарк, знакомство с кем-то, кто не похож на тебя, – в аттракцион, а попытка изменить представление о норме – в охоту и соревнование. Люди у Шоу изначально антигерои, лучше которых даже горгона, способная убить взглядом. Но у них есть шанс. Для этого придется отказаться от тщеславия, от надуманного мессианства, от разрушительной для построения общества социального равенства идеи, что одни знают лучше других. Путь к осознанию собственной неправоты и осознанности не обойдется без жертв, причем весьма кровавых, а вывод может показаться даже парадоксальным: добро можно творить, а можно причинять, и второе не менее губительно, чем неприкрытая агрессия. Известно, куда порой ведет дорога, выстланная благими намерениями.
комментарии(0)