Драма о деменции решена режиссером как триллер. Кадр из фильма
Главную роль в фильме Флориана Зеллера – французского драматурга, сценариста и дебютанта в большом кино – играет Энтони Хопкинс. Уже награжденный британской премией BAFTA, он претендует еще и на «Оскар» в той же номинации «Лучшая мужская роль». Кроме этого, картина представлена еще в пяти категориях – за монтаж, работу художника, лучшую женскую роль второго плана, а также как лучший адаптированный сценарий и лучший фильм. Камерная постановка, которую легко представить на театральных подмостках, но которая столь же органично смотрится и с экрана – во много благодаря небольшому, но выдающемуся актерскому составу. Помимо Хопкинса в фильме сыграли обладательница премии «Оскар» и номинантка этого года Оливия Колман, Марк Гэтисс (не только актер, но и сценарист – к примеру, сериалов «Доктор Кто» и «Шерлок»), Оливия Уильямс, Руфус Сьюэлл и Имоджен Путс.
В очередной раз заглянув навестить отца в его большую лондонскую квартиру, Энн (Колман) понимает, что старик не сразу узнает ее. А немного придя в себя, начинает жаловаться на то, что сиделка украла у него часы. Дочь приносит их из тайника в ванной – то, что она знает, где тайник, заставляет мужчину нервничать еще больше – и сообщает, что с трудом может найти человека, который согласится за ним присматривать. Медсестры и соцработники один за другим сбегают от капризного, а иногда и агрессивного дедушки. Энн же нужно переезжать в Париж, к любимому мужчине. Снова хлопает дверь, и на пороге показывается очередная незнакомка (Уильямс), которая также зовет себя Энн и начинает хозяйничать на кухне. В гостиной отчего-то как у себя дома восседает некий человек с газетой (Гэтисс), зовет себя мужем Энн – но разве она не собирается в Париж к любовнику? В другой день заглянет с трудом найденная новая сиделка (Путс). Энтони оживится, ведь она так похожа на его вторую дочь, о которой остальные отчего-то совсем не говорят. А вчерашнего мужчину с газетой сменит вроде как настоящий зять Пол (Сьюэлл), от которого пожилой герой услышит слова про дом престарелых. И тут уже не разберешь, где правда и истинные воспоминания, а где злые шутки, которые с Энтони играет одолевшая его мозг деменция.
Зеллеру удается создать атмосферу спутанного сознания, паранойи, тревожности. События повторяются, мебель то появляется, то вдруг исчезает, утро оказывается поздним вечером, а люди, приходящие в дом, – не теми, кем представляются и кажутся поначалу. Руки дочери тянутся к горлу спящего отца, или же ему это только мерещится, а на самом деле она гладит его по щекам? Существуют ли вторая дочь и так похожая на нее сиделка? Уезжает ли все-таки Энн в Париж? Хопкинс предстает в образе безмерно одинокого, даже несмотря на постоянное присутствие кого-то рядом, оставленного один на один с собственным воспаленным разумом и постоянно копающимся в спутанном болезнью сознании старика. То бодрится, готовый шутить и танцевать чечетку, то вдруг впадает в отчаяние, боится и плачет, то набрасывается с претензиями на близких.
Сама композиция фильма выстроена по лишенным какой-либо логики законам деменции, позволяя зрителю в полной мере почувствовать себя на месте персонажа, взглянуть его глазами на мир, уходящий из-под контроля. Почти триллер, с неожиданным для такого сюжета хичкоковским саспенсом, параноидальным монтажом и тонкими, построенными на взглядах, движениях, интонациях актерскими работами. За всей этой формальной изобретательностью постановки, этаким засасывающим омутом, трясиной из неотличимых от реальности видений, конечно, отчетливо проступают и вполне настоящие, горькие семейные драмы. Одна, возможно, спровоцировала развитие болезни, вторая явно усугубляет ее.
Впрочем, откровенных злодеев искать не получается – как говорится, мы приходим в этот мир одинокими и уходить чаще всего приходится так же. Жизнь других продолжается где-то за пределами клаустрофобного, нездорового, изматывающего и его, и других внутреннего мира героя Хопкинса. Можно углядеть и шекспировского «Короля Лира» (которого актер, к слову, сыграл в 2018 году в одноименной телеэкранизации), и обычную бытовую историю, от которой на исходе жизни не застрахован никто.
комментарии(0)