Британский артист обеспечит картине популярность. Кадр из фильма
За далеким от оригинальности локализованным для отечественного кинопоказа названием (не путать с уже существующими «Шпионскими играми» Тони Скотта и «Шпионской игрой» 2018 года) скрывается реальная история «дружбы» завербованного спецслужбами британского бизнесмена и полковника ГРУ, совместными усилиями передавших на Запад множество ценных сведений о советском вооружении. Главные роли сыграли Бенедикт Камбербэтч и Мераб Нинидзе, режиссером стал Доминик Кук.
Действие разворачивается в начале 60-х. Высокопоставленный сотрудник советской разведки Олег Пеньковский (Нинидзе), осведомленный о внешнеполитических планах СССР и по этой причине обеспокоенный тем, как бы холодная война не переросла в ядерную, ловит на улице двух американских туристов и просит их передать письмо в посольство. Послание чудесным образом доходит до адресата – в Лондоне встречаются молодая агентша ЦРУ и ее коллега из МИ-6, которые придумывают завербовать простого торгового агента Гревилла Винна (Камбербэтч) и под видом бизнесмена, желающего наладить деловые отношения с Союзом, отправить его в Москву знакомиться с Пеньковским. План срабатывает, оба встречаются то в Москве, то в Лондоне, стабильно переправляя пленки с секретными документами. Конечно, под пристальными взором всевидящего ока КГБ в лице сотрудника Грибанова (Кирилл Пирогов), который только и ищет повода, чтобы поймать обоих.
«Игры шпионов» – классическая и оттого сама по себе довольно захватывающая история на обозначенную в названии тему, разворачивающаяся в приятных глазу кинематографичных ретродекорациях эпохи и без того бесконечного политического триллера. Одним словом, все слагаемые успеха присутствуют. Режиссер при этом очень нейтрален, не делит персонажей на карикатурных злодеев и хороших парней, избегает «клюквы» – куда комичнее смотрится конкуренция британской и американской разведок, следует общепринятой версии событий и просто констатирует и фиксирует на экране факты. Впрочем, смещая фокус с большой политики, обозначенной тут разговорами о Карибском кризисе, упоминаниями Кубы, кадрами с выступлениями Кеннеди и появлением в кадре Хрущева (Владимир Чуприков), на конкретных участников конкретных событий.
С одной стороны, куда интереснее и мудренее выглядит история героя Камбербэтча – шпиона поневоле, который сперва неохотно, а потом уж со всей душой втягивается в опасные разведывательные игры. Проникаясь искренней симпатией к Пеньковскому, он берет на себя еще и благородную миссию показать советскому человеку прелести жизни в свободном мире. После чопорного посещения московского театра, которым только и может развлечь полковник ГРУ заморского гостя, оба они оказываются в Лондоне, где нет вездесущей прослушки и можно кутить до утра. Замешанный на постоянном страхе быть пойманным и одновременно некотором мессианстве азарт превращает героя Камбербэтча из примерного семьянина в замкнутого, дерганого, вечно отсутствующего мужа. Это жена полковника ГРУ (ее играет Мария Миронова) привыкла не задавать вопросов, а вот супругу простого торговца (Джесси Бакли) к такому жизнь не готовила, так что фоном разворачивается еще и семейная драма.
С другой же стороны, такой персонаж, как Олег Пеньковский, – фигура куда более сложная и противоречивая. Для одних – герой, чуть ли не предотвративший третью мировую, для других – само собой, предатель, изменник, закономерно и справедливо приговоренный к высшей мере. Давно живущий и работающий в Европе актер грузинского происхождения Мераб Нинидзе, в зарубежных проектах играющий в основном эпизодических условных русских, здесь получает внушительную партию и весьма интересный характер. Его, этакого свободного человека в несвободном мире, терзает неоднозначность собственных действий, но идея о том, что высшая цель – мир во всем мире – благородна и стоит жизни, берет верх.
В каком-то смысле и его Пеньковский, и Винн Камбербэтч – заложники обстоятельств. Обоих прессует правительство, оба становятся в финале узниками чести, совести и политики, тем не менее полагая (выглядит это, как ни крути, немного наивно – все равно маленькие люди), что спасли мир. Но у истории, как известно, нет сослагательного наклонения, так что один заканчивает путь героем своей страны, другой – преступником в своей.
комментарии(0)