Собака достигает вершин актерского мастерства. Кадр из фильма
Картина основана на реальных событиях, происходивших в одном из московских аэропортов в середине 70-х годов. Про собаку, которая два года ждала возвращения хозяина на взлетной полосе, тогда писали в газетах, а 1989 году вышел и первый фильм. В новой ленте история преданности овчарки Пальмы становится не только одной из основных – и самой душещипательной – сюжетных линий, но фоном для человеческой драмы работников авиации. Помимо брошенного животного зрительские нервы испытывает на прочность еще и ребенок, оказавшийся в непростой жизненной ситуации.
Улыбчивый мужчина катит по аэропорту внушительных размеров клетку. Между прутьев то и дело высовывается любопытный мокрый нос – собаке предстоит путешествие, ее хозяин Игорь Польский (Ян Цапник) летит в долгожданную заграничную командировку. Однако у самого трапа обнаруживает, что забыл ветеринарную справку, а местный врач, проведя обследование, подозревает у пса воспаление уха и не дает разрешения на полет. И вроде бы удается уговорить сердобольную стюардессу – одну из будущих главных героинь картины, Нину (Валерия Федорович), – но появление суровой начальницы летного отряда (Евгения Дмитриева) и на этой попытке провезти животное ставит крест. И тогда Игорь Польский просто выпускает собаку из клетки, отвлекает внимание мячом и быстро занимает свое место в салоне – не может не лететь, всю жизнь ждал эту работу.
Самолет пойдет на взлет, растерянная овчарка побежит за ним, после чего отправится встречать такой же Ил-18 в надежде, что на нем хозяин вернется. Вместо него в Москву из Свердловска прилетит мальчик Коля (Леонид Басов) – у него умерла мама, и теперь ему предстоит жить с папой, многообещающим молодым пилотом Вячеславом Лазаревым (Виктор Добронравов), которого он никогда до этого не видел.
Известно, что появление на сцене или в кадре животного почти не оставляет шансов актерам, и в «Пальме» овчарка действительно без единого слова достигает вершин драматического мастерства. Со всеми этими многочисленными крупными планами грустных мудрых глаз авторы фильма легко могли бы впасть в банальную спекуляцию, но, к счастью, некоторые сюжетные линии вполне убедительны и без участия собаки. Хотя, надо признаться, не менее слезовыжимательны. История «русской Хатико» перекликается с драмой мальчика Коли, на долю которого выпало совсем не детское испытание. И их совместная кульминационная сцена в будке под дождем не предназначена для совсем уж слабонервных.
«Пальма» при всей мелодраматичности полна юмора. За комедийные сцены отвечают чудаковатый техник, а по совместительству отец стюардессы Нины, Тихонов (Владимир Ильин), в свободное от работы время починяющий старенький «кукурузник» на задворках аэропорта и готовый приютить у себя в каморке и собаку, и ребенка, а также довольно бестолковая служба безопасности во главе с начальником (Игорь Хрипунов), устраивающая уморительные экшен-гонки с препятствиями в попытках поймать Пальму.
Романтические ретродекорации показывают на тот момент еще скромный по размерам московский аэропорт этакой территорией свободы и вседозволенности: летчики соперничают в попытках получить назначение на заграничные полеты, ребенок пытается улететь домой, пес встречает пассажиров каждого приземляющегося Ил-18. Радует проработанный и колоритный второй план с Павлом Майковым и Владимиром Симоновым. Атмосфера светлой грусти и всеобщей благости разлита в воздухе. Даже те персонажи, на которых сперва думаешь – ну, этот точно негодяй! – оказываются положительными. Кроме героя Цапника, справедливо выбранного мишенью коллективного осуждения, да простит его пес – и прощает же. Авторам в итоге удается соблюсти ритмический и сюжетный баланс, необходимый для выбранного жанра – этакого безоговорочно доброго, семейного кино даже не о преданности, а о прощении и принятии, которому, как бы тривиально это ни звучало, людям стоит поучиться у собак.
комментарии(0)