0
5853
Газета Кино Интернет-версия

07.03.2021 13:31:00

Основной конкурс Берлинале-2021 стал соревнованием по визуальной изобретательности

Форма фильмов в большинстве случаев победила содержание

Тэги: берлин, германия, кинофестиваль, берлинале, берлинале 2021


берлин, германия, кинофестиваль, берлинале, берлинале 2021 Кадр из фильма "Колесо удачи и фантазии" / © 2021 Neopa/Fictive

Первая часть 71-го Берлинского фестиваля завершилась: прошли онлайн-показы для прессы и профессионалов индустрии, а жюри назвало победителей конкурсных программ. Такой формат на руку будущим зрителям – как кинотеатральным, так и тем, кто будет смотреть фильмы в залах Берлина в июне, в рамках «живой» части фестиваля – так как есть время определиться с выбором и не пропустить самые значимые картины смотра. Форма стала не только символом фестиваля (как и символом целого года), но и главным словом, которым можно описать программу и ленты, победившие в конкурсе. В румынском «Невезучем трахе» симбиоз формы и содержания создает экспериментальное, новаторское и даже провокационное, но цельное и законченное произведение. В корейском «Вступлении» является определяющим для авторского стиля. В некоторых других работах форма превалирует над смыслом – сама история уступает первенство способу ее рассказывания.

210307-3.jpg
Кадр из фильма "Полицейские кино"
/ © No Ficcion
Один из самых очевидных примеров – мексиканское «Полицейское кино» Алонсо Руиспаласиоса. Полудокументальное, полупостановочное оно рассказывает о буднях копов – сперва от лица женщины и мужчины полицейских (а еще и пары), далее от них же, но уже в качестве актеров, которые готовятся к ролям полицейских, а потом – их реальных прототипов. Режиссер монтажа фильма Ибран Асуад был удостоен «Серебряного медведя» за художественный вклад, и в каком-то смысле это вполне логично, учитывая довольно путанную и замысловатую композицию и смешение стилей и форматов. Операторская камера сменяется камерой смартфона, более или менее классическое киноповествование уступает место дневниковым исповедям и «говорящим головам». Авторы будто и сами слегка утопают в придуманных ими визуальных изысках и форматах, так что основная идея – тяжкий труд полицейского в стране развитого криминала? – ускользает сквозь пальцы, оставляя не более чем увлекательное зрелище и восхищение работой того самого монтажера, склеившего картинку из кусочков разных мозаик.

Столь же одержим формой и венгерский режиссер Бенс Флигауф, представивший на Берлинале фильм «Лес – я вижу тебя везде». Картина принесла награду за лучшую роль второго плана актрисе Лилле Кицлингер – с ее выступления и начинается история, сложенная из нескольких эпизодов-диалогов, сюжетно никак не связанных друг с другом. В первом девочка (Кицлингер) беседует с отцом, точнее зачитывает ему доклад, который подготовила для школы – о событиях, которые повлекли за собой смерть ее матери. Их разговор, снятый крупными планами, поднимающий неоднозначную тему и порождающий цепочку взаимных обвинений и обид, станет первым в череде нескольких, из которых состроит «Лес». Все как один сняты также крупно – не важны ни локации, ни предыстории, только происходящие здесь и сейчас разговоры, которые трудно объединить даже какой-то одной темой. Разве что каким-то глобальными топиками – отношения, любовь, ненависть, боль, ревность, обида и тд. И этому режиссеру, как и его мексиканскому коллеге, куда лучше удается работа с визуальной материей – она рождает куда больше смыслов и является по сути основной художественной ценностью картины.

210307-4.jpg
Кадр из фильма «Что мы видим, когда
смотрим на небо?» / © Faraz Fesharaki/DFFB
Грузинский фильм «Что мы видим, когда смотрим на небо?» Александра Коберидзе и «Маленькая мама» Селин Сьяммы заигрывают с магией кино. В первом сюжет двигает выдуманное проклятие, которое помещает героев – влюбившихся друг в друга с первого взгляда парня и девушку – в тела других людей, заставляя на протяжение двух с лишним часов пытаться вновь отыскать и полюбить друг друга в незнакомом обличие. Предельно простая мелодрама растянута и раздута до масштабов некого поэтического кино в жанре магического реализма, с ироничным закадровым текстом и интерактивом – в какой-то момент зрителей просят закрыть глаза. У француженки Сьяммы, автора «Портрета девушки в огне», на экране тоже творятся чудеса – маленькая девочка встречает в лесу рядом с домом своей умершей бабушки очень похожую на себя ровесницу (героинь играют сестры), в которой позднее узнает свою маму в детстве. Эти предлагаемые обстоятельства зрителю позволяют трактовать, как ему вздумается - но в рамках истории о трех поколениях женщин и одном на них всех мужчине «без имени и, в общем, без судьбы». Опять же – вроде и фантазийно придуманное кино, с точки зрения формы, но не оставляющее фантазии никаких шансов развернуться в том, что касается персонажей и их истории.


210307-5 .jpg
Кадр из фильма «Маленькая мама»
/ © Lilies Films
Особняком стоит (помимо румынского фильма) разве что японская картина, получившая Гран-при жюри – «Колесо удачи и фантазии» Рюсукэ Хамагути. Снят фильм не совсем линейно и также может участвовать в негласном соревновании форм. Он состоит из трех новелл-короткометражек, объединённых темой влияния на жизнь совпадений и случайностей. Тут и две подруги – одна бывшая, а другая будущая девушки одно и того же парня, и студентка, разрушающая не одну жизнь одной опечаткой, и две незнакомки, разыгрывающие друг для друга школьных подруг. По-японски лаконичный, стильный, сдержанный видеоряд тем не менее таит внутри целую бурю человеческих страстей. Герои фильма непривычно эмоциональны и признают не только невербально, но и в диалогах свою оторванность, а где-то и отчужденность от весьма традиционалистского общества, в котором существуют. В этом смысле Хамагути на голову выше коллег, зациклившихся исключительно на поисках более замысловатых приемов и обнаживших тем самым свою беспомощность с точки зрения актуальных, а то и новаторских смыслов. «Колесо» не только мастерский образчик кинематографа с идеальной композицией, выдержанным ритмом, гармоничной цветовой палитрой, но и тонкое, между строк, высказывание об обществе, культуре и противостоящем этому современном человеке. О совпадении, как результате, а не случайности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2851
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1749
В Германии определились с проведением досрочных выборов

В Германии определились с проведением досрочных выборов

Олег Никифоров

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

0
3626
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2809

Другие новости