0
2873
Газета Кино Печатная версия

02.03.2021 20:07:00

Николай Хомерики: "С женщинами работать люблю, они более чуткие"

Режиссер рассказал о том, зачем российскому кино еще одна спортивная драма

Тэги: кино, спортивная драма, белый снег, елена вяльбе, режиссер, николай хомерики, интервью


кино, спортивная драма, белый снег, елена вяльбе, режиссер, николай хомерики, интервью Елена Вяльбе была героиней лыжных трасс, а теперь стала киногероиней. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Белый снег» – биографическая драма о «лучшей лыжнице XX века» Елене Вяльбе. Девочка из Магадана, из не очень обеспеченной семьи и без особых перспектив, она проходит путь до звания многократной чемпионки мира и победительницы Олимпийских игр. Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с режиссером фильма Николаем ХОМЕРИКИ о будущем этого жанра, о работе с самой Еленой Вяльбе и о женском кино.

Чем вас прежде всего привлек этот проект – тем, что это популярный жанр спортивной драмы, или же все-таки биографией главной героини?

– Когда ты вечно простуженная маленькая девочка не очень спортивного телосложения из Магадана – то есть у тебя нет ничего, предвещающего успех, – как тут взять и добиться? Так что это история преодоления, которая нам всем нужна – и сегодня, и всегда. История о том, как воспитать в себе те качества, которые помогут преодолевать все возникающие на пути сложности и трудности. И еще, наверное, важно – история того, как проявляется женский характер.

Вы наблюдали за выступлениями Елены Вяльбе в 90-х или узнавали о ней уже процессе работы над фильмом?

– Наблюдал, да. Я вообще любил спорт смотреть – по крайней мере Олимпийские игры. Так что, конечно, знал, о ком идет речь, когда мне предложили почитать сценарий, потому что в силу возраста застал все эти выступления. Но вот обо всех подробностях и о личной жизни узнал уже в процессе работы, когда погрузился в эту историю.

Ну и когда познакомились с самой Еленой, конечно. Она принимала активное участие в процессе создания «Белого снега» на всех этапах. Насколько это было сложно для вас как для режиссера?

– Было непонятно, как поведет себя человек на площадке, поэтому были опасения. Но они рассеялись в первый же съемочный день, потому что Елена Валерьевна присутствовала на съемках абсолютно адекватно, не мешала всем этим долгим киношным процессам. От нее была только помощь, хотя могло бы быть все совершенно по-другому. Это зависит от человека, и здесь нам повезло.

Вы не скрываете – да и это нетрудно «нагуглить», – что некоторые реальные имена и детали в фильме были заменены и, так сказать, отретушированы. Например, в эпизоде с положительным тестом на допинг одной из спортсменок. Зачем это было сделано?

– Я очень много читал об этой истории, слушал людей и встречался с теми, кто так или иначе имел отношение к событиям, – с тренерами, со спортсменами, которые принимали участие в тех соревнованиях. И должен сказать, что вся история с допингом показана максимально правдиво, насколько это возможно. Конечно, у каждого своя правда, не бывает так, чтобы все видели какое-то событие одинаково. У меня была возможность собрать пазл из разных мнений и понять, где суть, проанализировать ситуацию. И все равно найдутся люди, которые скажут, что все было не так. Когда снимаешь фантастику, проще.

Основные события фильма разворачиваются в 90-е годы, на фоне серьезных политических изменений в стране. Но в «Белом снеге» этому посвящена, по сути, всего одна сцена. Не было желания более подробно осветить эту линию?

– Было очень много интересных линий, но все они попросту не вместились бы. Например, история того, как дедушка и бабушка Елены Вяльбе попали в Магадан. Дедушка, который работал военным атташе в Петербурге, в период репрессий был арестован и сослан. А бабушка поехала за ним, выступала с аккордеоном в поездах, чтобы добраться до места, потом устроилась работать в лагерь, где он сидел, в столовую, чтобы быть рядом с ним. Из Петербурга поехала в колонию. И так далее – чтобы все охватить, мне надо было сериал снимать. А так пришлось выбрать какие-то ключевые моменты. Полтора-два часа – это очень мало, чтобы рассказать о такой жизни.

Помимо самой Елены Вяльбе на площадке было много консультантов-спортсменов?

– И один из сопродюсеров картины, спортивный топ-менеджер Александр Пак, и Елена Валерьевна, и профессиональные спортсмены-дублеры, и Федерация лыжных гонок в целом – все нам помогали тренировать артисток, доставать лыжи того времени, подбирать площадку, где можно снять чемпионат мира. Нам нужно было на месяц освободить лыжную трассу, а везде были какие-то соревнования, которые невозможно было сдвинуть. Еще нужен был снег, а в последнее время не угадаешь, будет ли он. В итоге нашли трассу в Мурманской области – там он точно был.

Сегодня много говорят о новой этике, в том числе в отношениях режиссеров с актерами. В этом фильме вам пришлось работать в основном с женщинами-актрисами. Как это было, как строились отношения? Не боялись быть обвиненным в каком-либо неподобающем поведении?

– До нас это еще не докатилось, все пока еще находятся в своем уме. Если речь действительно о неуместных приставаниях, то я все понимаю, но бояться открыть дверь и пропустить женщину вперед, чтобы она не обиделась, – это уже перебор. Я всегда разделяю личное и рабочее. И с женщинами работать люблю, потому что они более чутко, как мне кажется, реагируют на какие-то нюансы. Мужчины в этом плане попроще.

Такое понятие, как «женское кино», раньше употреблялось исключительно по отношению к фильмам, снятым женщинами-режиссерами, и приобрело несколько пренебрежительный оттенок. Как вы к этому относитесь?

– Кино может быть либо хорошее, либо плохое. Например, один из моих любимых режиссеров – Кира Георгиевна Муратова. Никто в отношении нее никогда не употреблял выражения «женское кино». Так что главное, чтобы фильм был хороший, а кто его снял, человек какого пола – это пусть разбираются в других местах.

«Белый снег» – одна из первых в российском кино спортивных драм про женщин. Есть ли будущее у этого направления и у спортивного российского кино, которого стало много?

– Видов спорта много. Например, лыжные гонки – это очень сложная для съемок дисциплина, скорее медитативная, требующая упорства, силы. Здесь нужно дойти первым. Это не баскетбол, где каждые три секунды закидывают мяч в корзину. Но спрос рождает предложение – видимо, есть запрос, раз такие фильмы появляются. И они не то чтобы раз в месяц выходят. Каждую неделю в кинотеатрах премьеры новых фильмов, так пусть один-два раза в год это будут спортивные фильмы, это не так уж и много. Они дают надежду людям, которым не хватает веры в то, что можно куда-то пробиться и чего-то добиться. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2347
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3335
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
2240
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3778

Другие новости