Заявка на историю о сильной женщине не оправдывает себя. Кадр из фильма
«Аферистку» снял и написал британец Дж. Блэйксон, известный по фильму «5-я волна» и мини-сериалу «Порох» про Гая Фокса. Главные роли в новой работе исполнили «исчезнувшая» Розамунд Пайк и звезда «Игры престолов» Питер Динклэйдж – обоим не в новинку играть неоднозначных персонажей в жестких, даже жестоких проектах, а здесь приходится противостоять друг другу и вызывать по ходу действия все меньше сочувствия у зрителя. «Аферистка» – история про то, что зло почти побеждает.
Предприимчивая карьеристка Марла (Пайк) занимается тем, что берет под опеку стариков. Под видом благого дела и заботы об одиноких и немощных она незаконно и весьма ловко – не без помощи подкупленных юристов и врачей – присваивает себе их имущество, оставаясь при этом в глазах общественности чуть ли не ангелом. Очередное дело выглядит и вовсе джекпотом: старушка Дженнифер Питерсон (Дайэнн Уист) богата и одинока, так что Марла с подельниками быстро добивается признания недееспособности, увозит подопечную в дом престарелых без права на встречи и звонки и в тот же день бросается продавать ее дом и ценные бумаги. Поживиться действительно есть чем – помимо всего прочего, у мисс Питерсон в банковской ячейке обнаруживается, например, горсть никак не задекларированных бриллиантов. Но еще, на беду Марлы, у нее-таки обнаруживается родственник (Динклэйдж), очень заботливый и очень опасный.
Кто тут протагонист, а кто антагонист, не понять – в «Аферистке» нет привычного разделения на хороших и плохих, а сюжет мог бы вполне лечь в основу очередного фильма братьев Коэн. Хотя бы потому, что, помимо двух главных злодеев, вознамерившихся уничтожить друг друга, но оказывающихся неубиваемыми, в картине присутствует второй план, населенный нелепыми гангстерами всех мастей. Устрашающего вида подельники героя Динклэйджа проваливают одно его задание за другим – даже убить никого толком не могут, так что цепочка жестокости и абсурда пополняется новыми звеньями. Не хватает юмора, интонация «Аферистки» беспричинно серьезна для подобной истории. Так что основные злодеи получаются не обаятельными, а второстепенные выглядят попросту дураками (впрочем, немногие положительные персонажи, вроде ни о чем не подозревающего судьи, не лучше, точнее – не умнее).
Сочувствовать решительно некому: даже Дженнифер Питерсон, поначалу обескураженная и беспомощная, со временем превращается в полную противоположность этого образа – быть в родстве с русской мафией (куда без нее) выгодно, и старушка, явно набравшаяся за свою жизнь под прикрытием определенного опыта, в итоге распускает руки. Остальные старики, как и обычные люди, практически до самого финала – морализаторского хеппи-энда с вымученным твистом – оказываются за бортом повествования. Холодный расчет управляет действиями не только героев, но и самим действием, так что, очевидно, задуманная как черная комедия с элементами социальной драмы, критикующей несовершенную систему государственной заботы о немощных, «Аферистка» оказывается плоским анекдотом.
Таким же выстрелом в воздух выглядит в данном случае попытка режиссера вписаться в повестку – в данном случае путем создания этакой альтернативной истории о сильной женщине. Героиня Розамунд Пайк – выбор актрисы, надо сказать, с точки зрения типажа удачный – просто хочет быть независимой и жить долго и счастливо со своей партнершей. Но тут на пути опять встает мужчина. И все бы хорошо, но режиссер идет своим путем, к которому, если говорить о той же новой этике, есть вопросы, так как путь этот отдает старым добрым патриархатом. Женщина здесь не оказывается сильнее, хотя и в воде не тонет, и в горящую избу входит. Просто мужчине, герою Динклэйджа, не повезло с подельниками.
комментарии(0)