Нагиев оттягивает на себя все зрительское внимание. Кадр из фильма
«Спасите Колю!» режиссера Дмитрия Губарева выходит следом за «Родными» Ильи Аксенова – и фильмы эти могли бы сложиться в этакую лирическую комедийную дилогию про то, что родственников не выбирают. Только вот «Коля» слишком сильно уступает картине Ильи Аксенова (и авторства создателей «Горько!» Жоры Крыжовникова и Алексея Казакова) – как минимум по части сценария. А что еще хуже – пестрит, мягко говоря, постыдными для 21-го года смыслами и шутками. Отца семейства здесь играет Дмитрий Нагиев – в большом кино, да еще и в главной роли не такой уж частый гость. И на одной его артистической харизме эта сумбурная история по большому счету и держится.
Михаил Иванович Матушкин (Нагиев) возглавляет военкомат и готовится отмечать 50-летие Он вдовец, воспитавший на пару с своей мамой (Галина Польских) дочку Машу (Анна Родоная). Девушке уже 20, она очень любит отца, но мечтает наконец вырваться из-под его опеки. Дело в том, что, пользуясь рабочим положением, Михаил Иванович отправляет в армию всех Машиных ухажеров – кого на флот, кого за Полярный круг. Так случилось и с Колей (Кузьма Сапрыкин), которого папа застукал с дочкой накануне юбилея. Теперь парень драит палубы на ледоколе и звонит девушке, умоляя ее о спасении, а она, в свою очередь, готова испортить папин день рождения, лишь бы он вернул Колю домой. В ход идут слезы, крики, шантаж и угрозы выйти замуж за первого встречного, точнее за тщедушного и без памяти влюбленного в нее друга детства (Иван Злобин).
Россию, как известно, аршином общим не измерить, и мировой тренд на фильмы про избавление от любых – романтических или же семейных – токсичных отношений отечественные режиссеры переосмысляют на свой лад, с оглядкой на некую юмористическую традицию и традиционные ценности. История про отца при власти, который по причине большой любви и заботы о дочери отправляет всех ее бойфрендов служить без повесток и комиссий, звучит сегодня как страшный сон, а на экране превращается в анекдот, в комедию положений, где в течение одного дня герои и из окон падают, и в воде тонут, и в огне горят – в прямом смысле. И все, конечно, в итоге сводится к душеспасительному лирическому финалу, в котором все всё на первый взгляд осознают. Кроме разве что необязательности воинской службы в качестве доказательства мужественности – так что возвращаемся к тому, с чего начали. Очередной парень пойдет служить, но теперь уж вроде как по своей воле и с одобрения дочери.
Эта генеральная армейская линия – не единственная вызывающая вопросы в «Спасите Колю!». Комическими персонажами становятся и героиня Нонны Гришаевой, которой Михаил Иванович никак не делает предложение (опять же заботится о чувствах дочери!) и которая ревет белугой, точнее – сквозь слезы исполняет а капелла песню «Нежность». И соседка Леля (Юлия Франц) – якобы черная вдова, схоронившая троих мужей и охмуряющая одинокого родственника Михаил Ивановича (Владимир Сычев, игравший лучшего друга Нагиева в «Физруке»). И сердобольная бабуля (Раиса Рязанова), готовая дать взятку, чтобы внучка забрали в армию – а то он постоянно снимает видео на телефон и попадает в неприятности. И травмированный армией одержимый паренек в форме, исполняющий роль шута… Список в целом можно продолжить всеми остальными героями «Спасите Колю!».
Наверное, создатели скажут, что к фильму нельзя относиться серьезно, оценивать его по каким-то моральным критериям и вообще все это шутки-прибаутки. Но во-первых, можно и нужно, как и любое другое произведение искусства, которое существует не в вакууме и, помимо чисто развлекательной функции, содержит какой-никакой, но месседж – в данном случае такой же сомнительный, как, например, в популярных комедийных фильмах и сериалах про крепостное право. А во-вторых, больше-то и взглянуть особо не на что, разве что на Нагиева, который в силу одной только природной харизмы способен сконцентрировать все действие и внимание на себе, не прилагая никаких дополнительных усилий. А стоит посмотреть по сторонам, и оказывается, что, например, композиция фильма – не единое целое, а набор гэгов: в кадре бесконечная суета, порожденная действиями Маши, которая назло папе раз за разом отмораживает уши. И делает это, что печально, не остроумно, да и не она одна. Остальные герои толкутся в кадре в ожидании очередного поворота сюжета, а вместе с ним и неминуемого хеппи-энда, где все наконец поженятся и успокоятся.
комментарии(0)