Пока дедушка дегустирует вино, главная героиня успевает приготовить обед из пяти блюд. Кадр из фильма
В российский прокат выходит картина «Кроличья лапа» – снятая в копродукции России и Бельгии немного сказочная мелодрама Наны Джорджадзе про перестроечный Петербург, необычную коммунальную квартиру и любовь русской девушки и француза-винодела, преодолевающую время и пространство. Главные роли сыграли Светлана Щедрина, Николя Дювошель, Евгения Добровольская, Евгений Ткачук, а также Олег Гаркуша и Пьер Ришар.
Мечтательная девушка Аля (Щедрина), с копной белых кудрей и маленьким сынишкой, живет в выдающейся – размерами и граничащей с произведением искусства обветшалостью – петербургской коммуналке. На дворе начало 90-х, вместе с ней квартиру делят интеллигентная старушка Аркадьевна (Валентина Нейморовец), саркастичная, средних лет и приземленных взглядов, женщина Нина (Добровольская) и молчаливый мудрец-алкоголик Гончаров (Гаркуша). Захаживает и влюбленный в Алю с детства шахматист Митя (Ткачук). Он давно надеется на ответное чувство и ревнует Алю ко всем подряд – в особенности (и небезосновательно) к новому знакомому. Николя (Дювошель) – француз, приехавший с приятелем посмотреть на страну, из которой родом его бабушка, и случайно встретивший героиню на улице. Между ними, конечно, вспыхивает любовь, которой придется пройти испытания замком с виноградниками и дедушкой-виноделом (Ришар), не до конца бывшей женой, неравнодушным другом детства, разницей менталитетов: она пьет вино залпом, а он считает, что наесться можно одними устрицами.
«Кроличья лапа» – симбиоз телевизионной мелодрамы и авторского кино. От первого фильму достался сюжет, от второго – его утонченность, глубина характеров и различные композиционные и визуальные приемы, как, например, вставки-видения, то и дело прерывающие действие. А еще по меньшей мере два второстепенных, но при этом наполняющих историю дополнительными смыслами и образами персонажа – французского дедушки в исполнении Пьера Ришара и русского алкаша Гончарова, сыгранного Олегом Гаркушей. Оба они – мудрецы и нравственные камертоны, а персонаж Гаркуши еще и молчит большую часть действия, находясь как бы над всем происходящим. Молчит, чтобы в какой-то момент заорать, глядя в окно, то ли от происходящего в стране (времена все-таки были непростые), то ли от добавляющих этому еще больше безысходности питерских пейзажей, то ли от любовного мельтешения Али и ее ухажеров – а скорее от всего вместе.
В итоге он окажется едва ли не лучшим из людей на экране – не только потому что молчал, хотя и по этой причине тоже. Откровенно отрицательных персонажей, впрочем, в фильме вовсе нет, хотя есть и откровенно подлые поступки. Дабы не раскрывать важный сюжетный поворот, связанный с персонажем Евгения Ткачука, оправдать поведение которого удается лишь наличием у него очень сильного, затуманившего взор чувства к Але, можно сосредоточиться на характере главного мужского персонажа Николя. Как истинный француз, в гостях, в Петербурге, принц ведет себя идеально, зато в своем родном замке предстает во всей красе – капризничает и воротит нос. Пока он с приятелем и дедушкой Ришаром добрые полдня «дегустирует» вино в саду, Аля, к примеру, успевает приготовить обед из пяти блюд – но не царское это дело благодарить, тем более что к столь тщательно выбранному вину разносолы вроде оливье и заливной рыбы не подходят, да и устрицы, получается, зря везли. Культурная пропасть, не существовавшая в артистической коммуналке, разверзается в мгновение ока – причины, конечно, не только в разнице культур, но и в предшествующей этому разлуке и наделанных обеими сторонами глупостях.
Фильм охватывает временной отрезок в несколько десятилетий и пытается проанализировать не только долгоиграющие отношения Али и Николя, но и в фоновом режиме эпоху. На смену интеллигентным и высокодуховным бездельникам 90-х приходит артистическая, праздная, тусовочная молодежь нулевых, а позже примечательную квартиру покупают обычные сытые обыватели – и это уже не коммуналка, а элитная квартира на сотни квадратов. Герои – ну, по крайней мере Аля – также меняются согласно времени и возрасту, перенося из десятилетия в десятилетие лишь былые чувства. И дружба, и любовь, и ревность, по всем законам жанра – тут речь о мелодраме – проходят испытание временем, немного надуманно, но на то она и сказка.
комментарии(0)