Герой Константина Хабенского руководит бригадой пожарных. Кадр из фильма
«Огонь» придумали и сняли режиссер Алексей Нужный, постановщик «Я худею», у которого сейчас идет в кинотеатрах еще один фильм – «Обратная связь» с «Квартетом И», и сценарист Николай Куликов, написавший почти все самые кассовые российские истории, от «Легенды № 17» и «Горько!» до «Экипажа» и «Движения вверх» (и в том числе уже упомянутой комедии «Я худею»). Уже этих двух имен достаточно, чтобы заранее выдать картине достаточно большой кредит доверия. В главных ролях также сплошь звезды во главе с Константином Хабенским, а тема – одновременно и актуальная для этого года, и пугающая этой своей драматичностью и злободневностью, и, пожалуй, утешительная для тех, кому пришлось в 2020-м невольно стать героями.
Алексей Соколов (Хабенский) руководит бригадой «Авиалесохраны» – пятерыми пожарными-десантниками, чья задача не только ликвидировать возгорания, но и спасать от огня людей в окруженных лесами деревнях. После того как один член команды погибает, начальство в лице персонажа Андрея Смолякова требует от Соколова срочно найти ему замену или же отряд расформируют. Времени на раздумья нет, так как Россия буквально полыхает. Уставший и потерявший товарища герой уже готов сдаться, когда неожиданно знакомится с бойфрендом своей дочери Кати (Стася Милославская). Девушка работает кем-то вроде пожарного диспетчера, а влюбленный в нее юноша (Иван Янковский) вступает в ряды курсантов, чтобы быть к ней поближе. К учебе он относится несерьезно, раздражает Соколова темными очками и дерзостью («Я тут, чтобы стать Героем России»), а уж после того, как пытается тайно увезти Катю прыгать с парашютом, и вовсе навлекает на себя гнев беспокойного отца. И попадает в его отряд – дескать, хочешь быть героем, покажи, на что способен. Впереди у команды Соколова новое задание, которое поначалу кажется рядовым, но в итоге превращается в почти невыполнимую миссию по спасению целого села.
Найденная однажды формула успеха в кино, как правило, используется из раза в раз, пока продолжает производить нужное впечатление на зрителя. Российские блокбастеры последних лет, будь это спортивные драмы или фильмы-катастрофы, построены по одному принципу – «Огонь» не стал исключением. В этот раз слегка затянутая и местами поверхностная экспозиция, цель которой – познакомить аудиторию с персонажами, перерастает в по-настоящему захватывающий и с драматической, и с визуальной точек зрения экшен. В первой половине фильме герои нарисованы будто по трафаретам: отец семейства (Антон Богданов), молчун с трагической историей (Виктор Добронравов), малограмотный качок (Роман Курцын), душа компании с гитарой наперевес (Тихон Жизневский) и мудро-мрачный, годящийся им в отцы инструктор отправляют в лес перевоспитывать бестолкового мажора. Поначалу выглядит чуть ли не завязкой анекдота, если не юмористического (шутки тут если и есть, то не до слез), то так сказать исторического, этакий случай из жизни. Однако проверку придется пройти не только зеленому персонажу Янковского, но и всем остальным.
Не сказать, что проверкой этой авторы добавляют действующим лицам какого-то неожиданного объема. Сюжет классический, развивается по шаблону, можно лишь гадать, какая судьба уготована каждому действующему лицу – ясно, что всех ждет некая переоценка ценностей, набор сюжетных поворотов в данном случае ограничен и продиктован заданной темой и законами жанра. Но жанр этот и не предполагает каких-либо оригинальных твистов и непредсказуемых концовок, цель создателей такого кино – соединить в чем-то наивный, но безотказно действующий драматизм, простейшие гуманистические идеи и драматургические ходы с невероятными визуальными решениями. Полыхающие деревья, перепрыгивающие с кроны на крону языки пламени, треск сгорающих веток и стволов, удушающая гарь и копоть сняты так достоверно и пугающе натуралистично, что невозможно не поверить в смертельную угрозу стихии для героев фильма да и в целом в разрушающую силу огня.
Не обходится, конечно, без некоторых преувеличений, свойственных фильмам-катастрофам – есть даже сцена, будто бы взятая из «Экипажа», правда в уменьшенном масштабе, с вертолетом вместо самолета. Немало и других кинематографических штампов, без которых и блокбастер не блокбастер – если уж есть огонь, то из него обязательно нужно красиво выбегать в последний момент. Но в целом посыл куда более приземленный, да и история куда более реалистичная, рассказывающая не о вымышленных героях в вымышленных предлагаемых обстоятельствах, а об экстремальных, но все-таки буднях спасателей, рискующих жизнями. Иногда – ежедневно. В сезоны лесных пожаров и паводков, во время природных и созданных руками человека катаклизмов, в период пандемии. Кино про врачей скорее всего еще снимут, они уж точно заслужили, но и «Огонь» в каком-то смысле и для них тоже. На него, как известно, можно смотреть бесконечно, как и на большие подвиги маленьких людей.
комментарии(0)