0
9480
Газета Кино Печатная версия

06.12.2020 18:12:00

"Серебряные коньки" докатились до канонов Голливуда

В российский прокат выходит зимняя ретро-сказка про любовь курьера и девушки из высшего общества

Тэги: дебютное кино, серебряные коньки, михаил локшин, кинокритика


дебютное кино, серебряные коньки, михаил локшин, кинокритика Дебютное кино Михаила Локшина будто реинкарнация «Титаника». Кадр из фильма

Дебютное полнометражное кино режиссера Михаила Локшина – рождественско-новогодняя сказочная мелодрама «Серебряные коньки» – было впервые показано в рамках Московского кинофестиваля в октябре, а спустя два месяца наконец выходит в широкий прокат, вполне заслуженно претендуя на звание одного из главных фильмов грядущих зимних праздников. Тем более что все нужное для успеха у картины есть: зимний Петербург начала прошлого столетия, каток на замерзшей Неве, балы на коньках и красивая любовно-криминальная история с участием начинающих актеров Федора Федотова и Софьи Присс, а также звезд – Алексея Гуськова, Северии Янушаускайте, Юрия Колокольникова, Юры Борисова, Тимофея Трибунцева и даже Дени Лавана.

Морозный декабрь 1899 года в Петербурге: закованный в лед город готовится встречать новое столетие, на замерзшей Неве работает зимняя ярмарка, туда-сюда на коньках снуют продавцы, покупатели и проворные курьеры (еще и жулики, но о них позже). Матвей (Федотов) не успевает доставить пирог важному заказчику – все из-за перекрытой для проезда какого-то вельможи улицы – и вылетает с работы в пекарне. А деньги нужны позарез, на попечении у юноши отец-фонарщик с туберкулезом (Трибунцев). Этим же вечером конькобежный талант героя приводит его в компанию воров-карманников во главе с леваком-пижоном Алексом (Борисов), который предлагает Матвею подзаработать, обворовывая богачей. В качестве тестового задания жулики предлагают устроить небольшой акт вандализма в одном из шикарных домов на набережной, тем более что герб на воротах совпадает с гербом на карете, которая утром перекрыла проезд и привела экс-курьера к роковому опозданию и потере работы. И вот Матвей уже на балконе и готовится разрисовать барельеф, но тут его замечает Алиса (Присс).

Дочка министра (Гуськов), наследница большого состояния, она, вопреки всем патриархальным убеждениям папеньки, мечтает получить высшее образование и посвятить жизнь науке, поэтому ночи напролет втайне штудирует учебники, препарирует лягушек и решает химические уравнения. И только в этот судьбоносный вечер поддается уговорам служанки и усаживается перед гадальным зеркалом, чтобы увидеть в нем суженого. Никакой мистики, в окне в тот самый момент и мелькает Матвей. Так эти двое и находят друг друга, только вот весь остальной мир уверен, что им нельзя быть вместе: Алисе уже подыскали жениха из рода Трубецких (Кирилл Зайцев), Матвей же, нацепив фамильные серебряные коньки, ступает на путь мелкого криминала – в прямом смысле скользкую дорожку.

«Серебряные коньки» – будто реинкарнация «Титаника». Не только формально, хотя тут есть и запретная любовь богачки и бедняка, и ее жених-злодей, и балы на «верхней палубе» (в данном случае во дворцах), и танцы в «третьем классе» – полутемном шумном кабаке, и украшения, и наряды, и даже корабль в качестве одной из локаций, но и потому, что создан российский фильм по пресловутым голливудским канонам. И это вовсе не ругательство, наоборот, комплимент, настолько стройной, визуально привлекательной, а главное – универсальной выходит история. Легкой, но с драматическими вкраплениями и грамотно расставленными ритмическими акцентами, с юмором, романтикой, катастрофой и трагедией в правильных пропорциях, с обязательным, но не приторным хеппи-эндом, к которому, впрочем, придется добираться не без потерь и разочарований. С богатыми декорациями и спецэффектами, главный из которых, конечно, катание на коньках, снятое тут не хуже, чем спортивные и батальные сцены в популярных русских блокбастерах последних лет. Не тот фильм назвали «Лед»…

Несмотря на то что история самая что ни на есть ретро, авторы перебрасывают весьма остроумные мостики в современность. Начиная с того, что главный герой начинает путь с весьма актуальной должности – курьера службы доставки – и становится жертвой чиновников с мигалками, и заканчивая горькими шутками про полицейские дубинки и демократию во все еще царской России: «Я за равноправие и право женщин голосовать. – Но у нас же нет выборов…» К слову, именно борьба за права женщин – в данном случае право на высшее образование, доступное на тот момент только с разрешения отца или мужа, – становится сюжетообразующей темой, а главным феминистом оказывается прогрессивный, несмотря на седины, химик Менделеев, которого мало заботит гендерный аспект и который противостоит консервативному научному сообществу так же, как главная героиня противостоит буржуазному, требующему от нее не более чем удачного замужества.

Кастинг «Серебряных коньков» еще один выигрышный ход их создателей, в первую очередь потому, что на главные роли взяли пока еще малоизвестных, а оттого не узнаваемых и не ставших заложниками никаких прошлых образов актеров. А подкрепили состав, как и полагается, звездами разной степени популярности. Из поистине выдающихся образов – Алекс Юры Борисова, загадочный, зловещий, неоднозначный революционер-трикстер, предвестник XX века, проходящий путь от союзника до антагониста. Остальные, так сказать, на своих местах и комфортно чувствуют себя кто в царских бакенбардах (Колокольников), кто в стильных платьях и прическах (Янушаускайте), кто в чахотке (Трибунцев), а кто и в качестве приглашенного заморского аттракциона (Лаван). Как в прямом – француз играет иллюзиониста, – так и в переносном смысле. Ясно, что целительная сила искусства никогда и ни в коем случае не сводится исключительно к красивым сказкам и не измеряется счастливыми финалами, но и они имеют право на существование в качестве отдельного – и для России, к слову, до этого момента не особо и исследованного (если уж большое кино – то историческое, правдивое, а лучше еще и милитаристское) жанра. А в конце нынешнего года определенный терапевтический эффект от просмотра «Серебряных коньков» точно будет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва старозаветная и Москва футуристическая

Москва старозаветная и Москва футуристическая

Юрий Юдин

Мастер и Маргарита в зазеркалье экранизации

0
5805

Другие новости