Больше всего трансформаций внешности досталось главной ведьме мисс Эве (Энн Хэтэуэй). Кадр из фильма
«Ведьмы» – не только экранизация одноименного романа британского писателя Роальда Даля, но и ремейк фильма 1989 года, снятого Николасом Роугом. В создателях новой версии, помимо прославленного режиссера Роберта Земекиса (трилогия «Назад в будущее», «Форест Гамп», «Изгой»), значатся также Гильермо дель Торо (продюсер и сценарист) и Альфонсо Куарон (продюсер). А главные роли сыграли Октавия Спенсер, Энн Хэтэуэй, Стэнли Туччи и Крис Рок, чьим голосом говорит рассказчик за кадром.
Оставшийся после гибели обоих родителей круглым сиротой мальчик (Джазир Бруно) переезжает в маленький город в Алабаме, к бабушке (Спенсер). Окружив ребенка заботой и позволив ему освоиться и пережить горе, она переходит к страшным рассказам о поистине важных вещах. Оказывается, ведьмы существуют и охотятся на детей, желая истребить их всех до одного – видите ли, малыши пахнут для них не лучше, чем помои, поэтому они без тени сожаления превращают их в куриц и мышей. Одну ведьму бабушка героя встречала еще в детстве и с тех пор сама увлекается зельевареньем и прочей магией вуду. И вот злые колдуньи вернулись, и под угрозой оказывается внук – собрав вещи, женщина увозит ребенка в шикарный отель для белых богачей, где по знакомству с проработавшим там много лет родственником снимает номер в надежде спрятаться от сил тьмы. И не подозревает, что в это же самое время в ту же самую гостиницу якобы для проведения конференции по защите детей заселяется группа высокомерных дам в шляпках и перчатках во главе с Энн Хэтэуэй, чья спрятанная под слоем грима страшная улыбка от уха до уха выдает в ней самую настоящую ведьму.
Условно детские сказки Даля – в каком-то смысле благодатная почва для интерпретаций, в том числе кинематографических. Каждая эпоха может внести легкие коррективы в сюжет, так сказать, подогнать изображение под себя. Потому «Ведьмы» Земекиса – продукт своего времени, даже несмотря на то, что некоторые приемы режиссера устарели и проигрывают современным фантастическим киноисториям. Расовое разнообразие актерского состава, которого не было в фильме 89-го, – чернокожие бабушка и внук противостоят белым ведьмам – вполне может считываться не только как некое негласное (а «Оскаром» уже и задокументированное) правило разнообразия, но и в целом как аллегория нынешнего антирасистского гражданского протеста.
В остальном же «Ведьмы», опять же в сравнении с литературным оригиналом и первым фильмом, в большей степени нацелены на детскую аудиторию. Современные спецэффекты пугают куда меньше, чем грим и бутафория 80–90-х, даже если речь о зубастых ртах, растянутых в неестественно широких улыбках, руках с тремя пальцами и ногах без пальцев вовсе. Остальное и вовсе – магия и сказка с превращением людей в животных и говорящими мышами, скачущими по кухне, что скорее напоминает ремейк мультфильма «Рататуй», чем пугающую историю о колдовстве. Даже ненарисованные актеры кажутся какими-то глянцевыми и мультяшными – что Октавия Спесер, что Стэнли Туччи. Хоть сколько-нибудь выдающейся можно назвать разве что главную ведьму в исполнении Энн Хэтэуэй, которой досталось не только больше всего трансформаций внешности, но и, например, вдоволь текста, а значит, и колоритного восточноевропейского акцента, источника одновременно и комического, и хоррор-эффекта.
Фильм Земекиса – семейное кино, рассчитанное на самую широкую аудиторию. Вместе с тем, к счастью, не вымарывающее из оригинала хотя бы его главную и саму по себе жутковатую линию с детьми-мышами, вроде бы и сказочную, но на деле вполне в духе «ужастиков» сценариста дель Торо. Думается, что, приложи он больше усилий к созданию хотя бы визуального ряда, получилось бы кино более зрелое и зловещее. А оттого куда более жанровое и актуальное, чем представленная версия, в этом смысле идущая по уже проторенной дорожке тренда на разнообразие, не делая ни шага в сторону.
комментарии(0)