Семейный рождественский ужин по просьбе главной героини организовали летом. Кадр из фильма
«Черный дрозд» Роджера Мишелла, показанный в прошлом году на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне, добрался до российских экранов. Мастер мелодрам и ромкомов (помимо знаменитого «Ноттинг-Хилла» в фильмографии Мишелла есть и «Гайд-Парк на Гудзоне», и «Уик-энд в Париже», и «Доброе утро» с Рейчел МакАдамс и Харрисоном Фордом) верен себе, на этот раз исследуя отношения проблемной, но, конечно, любящей семьи, оказавшейся в нетривиальных предлагаемых обстоятельствах. В главных ролях вновь сплошь звезды: Сьюзен Сарандон, Кейт Уинслет, Миа Васиковска и Сэм Нил.
Дженнифер (Уинслет) с мужем (Рэйн Уилсон) и сыном-подростком приезжает на уик-энд в уединенный загородный дом своих матери Лили (Сарандон) и отца Пола (Нил). Вслед за ней туда же прибывают лучшая подруга Лили – Лиз (Линдси Дункан) и младшая сестра Дженнифер – Анна (Васиковска) со своей пассией Крис. Это не просто выходные в кругу семьи, для такой редкой встречи ближайших родственников есть веская причина. Дело в том, что Лили неизлечимо больна и приняла решение добровольно уйти из жизни, спланировав с согласия родни «идеальное преступление». А перед этим она хочет, чтобы ее последнее воскресенье, несмотря на то что на дворе лето, было рождественским, а потому заставляет подругу, мужа, дочерей и внука наряжать елку и готовить праздничный ужин. Старые и свежие обиды, недомолвки и конфликты, само собой, будут поданы в качестве главного блюда.
Медленное, камерное кино, будто говорящее полушепотом даже в самые пиковые моменты, следует настроению главной героини и главы семьи – Лили, которая храбрится, но еле стоит на ногах. При этом диктует свои условия, в том числе и относительно собственной смерти. Родственники их вроде бы уже приняли до начала истории, но на самом деле – как такое принять? И на этом месте вспыхивают споры и даже скандалы на тему «недолюбили», «недоговорили», «не узнали друг друга достаточно хорошо» – все то, с чем сталкивается любой человек, теряющий близкого, неожиданно или ожидаемо. Оказывается, однако, что и остальным есть о чем поговорить друг с другом и о чем подумать наедине с собой. Самые близкие люди на мгновение показывают, какие они друг другу чужие, чтобы в финале вновь сплотиться. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
«Черный дрозд» – фильм одновременно и про смерть в целом как завершение всех земных дел, и про добровольную смерть в частности, и про тех, кто живет дальше, и про семью – одну большую, состоящую из нескольких маленьких, и про личные проблемы всех ее членов. Тягучая разговорная трагикомедия, сдобренная черными предсмертными шутками героини Сарандон, то и дело срывается в мелодраму, за которую тут отвечают, с одной стороны, неловкая, зажатая Дженнифер-Уинслет с ее мужем-тихоней (но в тихом омуте!..), с другой – ее тревожная сестра-бунтарка с биполярным расстройством и неустроенной жизнью. Этим двоим выпадает непосильная ноша принятия, так что остатки инфантильности, присутствующие в каждом, пока живы родители, выливаются во взаимные обвинения и попытки остановить время, все переиграть, найти самые абсурдные поводы отменить сделку.
Несмотря на то что все действие разворачивается в пределах одного, пусть и большого дома, то есть в замкнутом пространстве, да и количество действующих лиц ограничено и не меняется практически с самого начала картины, Мишеллу удается избежать ненужной театральности. Другой вопрос – некоторая навевающая скуку старомодность формата, в которой даже такой острый вопрос современности, как эвтаназия, преподнесен как мелодраматическое переживание, а вовсе не как морально-этическая проблема. Последнее, возможно, было бы совершенно неуместным в данной истории, но явно придало бы остроты качественно прописанным, но вместе с тем пресным и предсказуемым линиям и характерам главных героев. А так – смерть мелодрамы. Но хотя бы не менее достойная, чем смерть ее главной героини.
комментарии(0)