0
4707
Газета Кино Печатная версия

11.10.2020 18:41:00

Тодоровский вводит зрителя не в "Гипноз", а в сон

Главную роль в фильме сыграл Максим Суханов

Тэги: ммкф, кинофестиваль, валерий тодоровский, гипноз, психологическая драма, кинокритика


ммкф, кинофестиваль, валерий тодоровский, гипноз, психологическая драма, кинокритика Фильм балансирует на грани триллера и социальной драмы. Кадр из фильма

В основном конкурсе завершившегося на прошлой неделе Московского кинофестиваля участвовала новая работа Валерия Тодоровского «Гипноз» – камерная психологическая драма с заявкой на триллер. В главных ролях – 16-летний дебютант Сергей Гиро и Максим Суханов, а над сценарием вместе с самим Тодоровским работала автор «Еще одного года», «Комбината «Надежда» и «Верности» Любовь Мульменко. Сразу после завершения смотра, на котором фильм остался без наград, он выходит на большие экраны.

Старшеклассник Миша (Гиро) ходит во сне. Это беспокоит и его самого, и даже его не самых тревожных родителей-кидалтов, которых он даже не зовет мамой и папой – а просто Катей (Екатерина Федулова) и Юрой (Сергей Медведев). Испробовав таблетки и все прочие очевидные средства борьбы с недугом, мать записывает сына на сеанс к известному ученому-гипнологу Волкову (Суханов). Гипнозу Миша вроде как не поддается, объясняя это тем, что не может позволить потерять контроль на самим собой (именно по этот причине мальчика так напрягает его сомнамбулизм), однако к доктору по-отечески привязывается, провозглашая себя уже не пациентом, а чуть ли не учеником. Есть и еще одна причина посещать кабинет гипнолога – другая его «подопытная», девушка Полина (Полина Галкина), в которую Миша без памяти влюбляется буквально с первого взгляда. В какой-то момент она, правда, бесследно исчезает, и Миша, не без помощи Волкова, начинает сомневаться – а была ли девочка?

Заявка, как и говорилась выше, на настоящий триллер, но ожидание хотя бы какого-то саспенса растягивается на весь фильм, в котором не происходит ровным счетом ничего – все бродят под атмосферно засыпающим кадр снегом и ведут пространные псевдофилософские беседы. Вот уж впрямь «жизнь есть сон», как в пьесе у испанца Кальдерона, – от «Гипноза», саундтреком к которому становится погружающий в транс бас единственного хорошего и уместного здесь артиста Суханова, неумолимо хочется спать. Интрига с пропавшей и то ли умершей, то ли никогда не существовавшей девушкой слишком размазана и оттянута во времени, так что ее завязку впору вовсе пропустить, отвлекаясь на плохо сыгранные диалоги и хождение юного героя «по мукам» в виде школы, куда надо отводить младшего брата, кабинета психолога-гипнолога, в котором он отчаянно пытается обрести не излечение, а отца, и дома, где им интересуются постольку-поскольку.

Хотя история с родителями, точнее пунктирно обозначенный конфликт с ними, также выглядит натянутым. Катя и Юра действительно этакие неповзрослевшие тусовщики, которым наличие двоих детей не мешает пропадать в гостях и собирать у себя шумные компании. На родительские собрания они ходить не хотят, что больше всего возмущает Мишу, жаждущего обрести маму и папу вместо Кати и Юры, однако сказать, что совершенно не занимаются детьми, тоже нельзя. Все-таки состоянием сына они обеспокоены, как и в дальнейшем его не совсем здоровой привязанностью к гипнологу Волкову. Так что назвать «Гипноз» достоверной социальной драмой не получается хотя бы потому, что больше всего не веришь в главного героя, выдуманного с головы до ног и более нереального, чем, возможно, рожденная его все-таки загипнотизированным сознанием Полина.

Кажется, будто авторы боятся шагнуть чуть дальше, за границы собственного сознания, боятся погрузить героев и зрителей в настоящую психоделию и фантасмагорию, даже собрав для этого весь необходимый инструментарий. Тут и мистическая погода, и роковая полупрозрачная девушка с паническими атаками, и герой-рационалист, и напрашивающийся на позицию дьявольски загадочного антигероя Максим Суханов. Вместо этого Тодоровский и компания безопасно топчутся на каких-то общепринятых и понятных для широкой аудитории кинематографических и жанровых точках опоры, вроде описанных выше семейных проблем. Сюжет кружится на месте, как снег, и, превращаясь в воду, утекает сквозь пальцы. А был ли фильм?.. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На этой земле не кончается зима

На этой земле не кончается зима

Наталия Григорьева

В конкурсе фестиваля "Маяк" показали фильмы про крепостных крестьян, родительское горе и коллективную память

0
16206
К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

Наталия Григорьева

Первый день фестиваля открыли фильмы, снятые женщинами-режиссерами – дебютантками, с большим будущим

0
14807
Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Наталия Григорьева

Американский фильм с русскими актерами показали на фестивале "Маяк" перед выходом в прокат

0
12972
На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Алиса Сафонова

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

0
9769

Другие новости