Фильм балансирует на грани триллера и социальной драмы. Кадр из фильма
В основном конкурсе завершившегося на прошлой неделе Московского кинофестиваля участвовала новая работа Валерия Тодоровского «Гипноз» – камерная психологическая драма с заявкой на триллер. В главных ролях – 16-летний дебютант Сергей Гиро и Максим Суханов, а над сценарием вместе с самим Тодоровским работала автор «Еще одного года», «Комбината «Надежда» и «Верности» Любовь Мульменко. Сразу после завершения смотра, на котором фильм остался без наград, он выходит на большие экраны.
Старшеклассник Миша (Гиро) ходит во сне. Это беспокоит и его самого, и даже его не самых тревожных родителей-кидалтов, которых он даже не зовет мамой и папой – а просто Катей (Екатерина Федулова) и Юрой (Сергей Медведев). Испробовав таблетки и все прочие очевидные средства борьбы с недугом, мать записывает сына на сеанс к известному ученому-гипнологу Волкову (Суханов). Гипнозу Миша вроде как не поддается, объясняя это тем, что не может позволить потерять контроль на самим собой (именно по этот причине мальчика так напрягает его сомнамбулизм), однако к доктору по-отечески привязывается, провозглашая себя уже не пациентом, а чуть ли не учеником. Есть и еще одна причина посещать кабинет гипнолога – другая его «подопытная», девушка Полина (Полина Галкина), в которую Миша без памяти влюбляется буквально с первого взгляда. В какой-то момент она, правда, бесследно исчезает, и Миша, не без помощи Волкова, начинает сомневаться – а была ли девочка?
Заявка, как и говорилась выше, на настоящий триллер, но ожидание хотя бы какого-то саспенса растягивается на весь фильм, в котором не происходит ровным счетом ничего – все бродят под атмосферно засыпающим кадр снегом и ведут пространные псевдофилософские беседы. Вот уж впрямь «жизнь есть сон», как в пьесе у испанца Кальдерона, – от «Гипноза», саундтреком к которому становится погружающий в транс бас единственного хорошего и уместного здесь артиста Суханова, неумолимо хочется спать. Интрига с пропавшей и то ли умершей, то ли никогда не существовавшей девушкой слишком размазана и оттянута во времени, так что ее завязку впору вовсе пропустить, отвлекаясь на плохо сыгранные диалоги и хождение юного героя «по мукам» в виде школы, куда надо отводить младшего брата, кабинета психолога-гипнолога, в котором он отчаянно пытается обрести не излечение, а отца, и дома, где им интересуются постольку-поскольку.
Хотя история с родителями, точнее пунктирно обозначенный конфликт с ними, также выглядит натянутым. Катя и Юра действительно этакие неповзрослевшие тусовщики, которым наличие двоих детей не мешает пропадать в гостях и собирать у себя шумные компании. На родительские собрания они ходить не хотят, что больше всего возмущает Мишу, жаждущего обрести маму и папу вместо Кати и Юры, однако сказать, что совершенно не занимаются детьми, тоже нельзя. Все-таки состоянием сына они обеспокоены, как и в дальнейшем его не совсем здоровой привязанностью к гипнологу Волкову. Так что назвать «Гипноз» достоверной социальной драмой не получается хотя бы потому, что больше всего не веришь в главного героя, выдуманного с головы до ног и более нереального, чем, возможно, рожденная его все-таки загипнотизированным сознанием Полина.
Кажется, будто авторы боятся шагнуть чуть дальше, за границы собственного сознания, боятся погрузить героев и зрителей в настоящую психоделию и фантасмагорию, даже собрав для этого весь необходимый инструментарий. Тут и мистическая погода, и роковая полупрозрачная девушка с паническими атаками, и герой-рационалист, и напрашивающийся на позицию дьявольски загадочного антигероя Максим Суханов. Вместо этого Тодоровский и компания безопасно топчутся на каких-то общепринятых и понятных для широкой аудитории кинематографических и жанровых точках опоры, вроде описанных выше семейных проблем. Сюжет кружится на месте, как снег, и, превращаясь в воду, утекает сквозь пальцы. А был ли фильм?..
комментарии(0)