Власть опьяняет, а борьба за равноправие превращается в анархию. Кадр из фильма
Внеконкурсная программа Московского кинофестиваля в этом году, безусловно, пострадала из-за пандемии и вызванной ею отменой многих других международных смотров. Тем не менее кое-что интересное до Москвы все-таки добралось, в том числе прямиком с прошедшего в начале сентября Венецианского фестиваля. Например, обладатель особого приза жюри, фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко «Новый порядок» – социальная антиутопическая драма, актуальная даже для как будто бы оторванной от всего остального мира России.
«Новый порядок» начинается за здравие – в прямом смысле за здравие молодой пары. Дочка богатого бизнесмена Марианна выходит замуж за парня из не менее обеспеченной семьи, на торжество съезжаются гости на дорогих машинах и дарят пухлые конверты с деньгами, которые мать невесты бережно складывает в сейф. Она же первой замечает тревожный знак – из крана в ванной начинает вдруг течь ярко зеленая вода (в начальных кадрах фильма такая же вода заливала абстрактные живописные полотна и гору трупов). Позднее у дома паркуются и машины, облитые такого же цвета веществом, а в гостиную вбегает знакомая в забрызганном платье.
В новостях сообщают о беспорядках в городе, однако собравшиеся до поры до времени не беспокоятся – вилла окружена высоченным забором, все входы охраняются вооруженными людьми. Напряжение постепенно нарастает, судья, которая должна зарегистрировать брак, опаздывает, а у входа появляется некогда работавший на хозяев дома пожилой мужчина с просьбой одолжить ему денег на операцию жены, еще одной бывшей прислуги. Сумма немаленькая, семья сомневается, дает лишь часть – собрать остальное готова лишь Марианна. Тем временем отец семейства замечает чужаков, они уже на лужайке, вооруженные и забрызганные все той же зеленой краской.
Жесткий, бескомпромиссный натурализм – главное достоинство картины Франко. Тут убивают не задумываясь, как и положено во время настоящей революции, которую режиссер осмысляет через слегка сюрреалистичную вымышленную историю о том, как бедняки бросились свергать богачей. Проступающая сквозь бьющий по глазам своей живописной агрессивностью видеоряд идея о том, что любой «новый порядок» довольно быстро превращается обратно в старый, зачастую в десятикратно более отчаянном своей воплощении, видится особенно актуальной на фоне охватившей мир в 2020 году очередной волне беспорядков. Однако само воплощение на экране – речь именно о смысловой части – оставляет во многом желать лучшего. Выкручивая визуальную часть на максимум, режиссер «плавает» по части содержания.
С одной стороны, все понятно – на смену коррумпированным верхам приходит с помощью кровавого переворота нечто наподобие военной хунты. В какой-то момент, однако, черное становится неотличимым от белого, выжившие не выносят никакого урока, прячась за теми же высокими стенами, захватчики из жертв социальной несправедливости превращаются в палачей, упивающихся местью и властью. Последняя опьяняет в секунду, возвращая все на круги своя. Борьба за равноправие (ну или хотя бы против дискриминации) оборачивается чуть ли не анархией, с мародерством и безнаказанностью, которые становятся новой идеологией. Или же это все та же идеология, которая не меняется от фактической смены власти и не зависит о того, кто обладает этой властью на данный момент. В итоге немного жалко становится тех, высокомерных, кто в начале не вызывал сочувствия, хотя и другую сторону можно понять. Не мы такие, жизнь такая. Одним словом, неутешительный приговор протестующим – и всему современному миру.
комментарии(0)