0
4775
Газета Кино Печатная версия

24.09.2020 18:43:00

Петров проигрывает "Стрельцову"

В российский прокат выходит еще один фильм про отечественный футбол, на этот раз снятый Ильей Учителем

Тэги: кино, спортивная драма, футбол, эдуард стрельцов


кино, спортивная драма, футбол, эдуард стрельцов «Стрельцов» продолжает вереницу отечественных спортивных драм.   Кадр из фильма

Очередной «великий фильм о великом российском футболе» продолжает вереницу отечественных спортивных драм, но, к сожалению, не выдерживает никакой конкуренции с самыми кассовыми образцами жанра. Несмотря ни на внушительный актерский состав во главе с Александром Петровым, ни на продюсерскую поддержку отца молодого режиссера – Алексея Учителя и его киностудии «Рок», Никиты Михалкова и его студии «ТриТэ», канала «Россия 1», Фонда кино и т.д. Не последнюю, а то и вовсе первостепенную роль все-таки, как показывает практика, играет сценарий, в данном случае губительный для того материала, на котором он основан.

Речь о незаурядной биографии выдающегося атлета – футболиста Эдуарда Стрельцова, вундеркинда, в 17 лет дебитюровавшего в составе московской команды «Торпедо», а в 19, по сути, приведшего сборную к золотой олимпийской медали. Фильм не обходит стороной все эти и многие другие победы героя, начинаясь, как по учебнику, с триумфального явления Стрельцова-Петрова. Простой парень, играющий за заводскую команду, опаздывает на матч, который отсматривают торпедовские скауты, по причине того, что на спор во дворе отбивает мяч тысячу раз. Успев в последний момент влететь на поле, забивает несколько невероятных голов профессионалам – и вот он уже в настоящей команде.

Сразу же возникает конфликт с местной звездой Артемовым (Виктор Добронравов), завязываются отеческо-сыновьи отношения с тренером (Виталий Хаев), мячи летят в ворота соперников, водка льется рекой. Стрельцов не только спортсмен, но еще и знатный тусовщик: в перерывах между тренировками, накрутив челку, «стиляжничает» в столичных ресторанах с приятелями-бездельниками, среди которых и влюбленная в него и впоследствии сыгравшая роковую роль в его жизни продавщица Марина (Ася Домская). Все нипочем молодому организму, но, когда дело доходит до вступления в сборную, гулянки оказываются проблемой: таких не берут в комсомольцы. Придется вступать, благо подучить матчасть перед экзаменом Стрельцову берется помогать «комсомолка, спортсменка и просто красавица» Алла (Стася Милославская). Недолго посопротивлявшись, она поддается чарам на тот момент уже олимпийского чемпиона и отдается любви. К несчастью обоих, чувства к девушке помимо футболиста питает еще и вездесущий мелочный и сальный партийщик Постников (Александр Яценко), который всю дорогу недолюбливает выскочку Стрельцова, а тут и вовсе решает сломать ему жизнь.

Фильм Ильи Учителя напоминает не биографию «русского Пеле», а экранизацию злополучных похождений Кокорина и Мамаева – сильное алкогольное опьянение, разбитые стулья и колония прилагаются. История с тюремным заключением должна бы перевести фильм в категорию драмы, если не трагедии, но сценарий все так же скачет по верхам, будто бы его писал не живой человек (в титрах указан Константин Челидзе), а нейросеть, в которую загрузили все доступные российские картины о спорте с целью получить в результате некую усредненную выжимку.

Глянцевая картинка, Петров с вечным разрывом аорты и диапазоном из двух эмоций – безудержного веселья и безутешного горя, вереница узнаваемых лиц на вторых ролях, диванная критика советского режима, вся жестокость которого тут, впрочем, концентрируется в одном злодее (и немного в Хрущеве). Остальные же сплошь святоши, а приходящий в какой-то момент экранного времени к власти Брежнев и вовсе спаситель, одним звонком из бассейна карающий плохого парня и помогающий хорошему. Такой вот ностальгический патриотизм, с рок-н-роллом, футболом и немного ГУЛАГом, но буквально на пару минут, ради душераздирающей проходки Петрова по тюремному двору к свободе. Взгляд опущен, на щеке шрам, но главное, что от челки не осталось и следа – сразу понятно, человек пережил многое.

Реальная история с обвинением Эдуарда Стрельцова в изнасиловании, которая стоила ему не только в тот момент находившейся на пике карьеры, но и прежде всего пяти лет жизни, сводится к конфликту на почве любовного треугольника: комсомолка, спортсмен и не такой уж и красавец, но наделенный властью. Хотя, по сути, использует он в своем грязном плане не партийные, а любовные связи – Стрельцов-Петров разбил не одно сердце.

Фильм от начала и до конца несется со скоростью экспресса Москва–Лейпциг, который проспавший отправление главный герой догоняет и никак не может догнать (вот тебе и нападающий!). Этот эпизод существует ради последующей якобы комедийной сцены с лошадью, телегой и кочанами капусты. Вся картина – ради духоподъемного патриотического финала, в котором народ будет защищать народное достояние в лице Эдуарда Стрельцова, да так, что дрогнет даже сердечко вождя. И выйдет футболист на поле играть с Пеле, как будто ничего и не было, и как будто ничего плохого больше не будет, и как будто жизнь человека система немного сломала, но тут же починила. Ностальгически вздыхают авторы картины: эх, ведь могла же толпа мирными кричалками (дым от тлеющих газет не в счет) добиться желаемого, было же время! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
4817
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
3091
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
4879
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
5558

Другие новости