Кадр из фильма "Kitoboy
31-й «Кинотавр», проходивший в этом году с соблюдением беспрецедентных мер безопасности – от масочного режима и шахматной рассадки до весьма ощутимого сокращения гостей – подходит к концу. Накануне церемонии закрытия в Зимнем театре прошли премьеры последних конкурсных фильмов, среди которых был уже получивший приз Венецианского смотра «Kitoboy» Филиппа Юрьева. А закрывала показы программы, по традиции «Кинотавра», комедия – на этот раз «Глубже!» Михаила Сегала с Александром Палем в главной роли, которая как нельзя лучше подвела итоги нынешнего фестиваля в Сочи, а то и состояния всего современного российского кино.
«Kitoboy» невольно идет в паре с якутским «Пугалом» - оба фильма, и что особенно приятно – оба весьма мастерски, выводят национальное кино за пределы и Садового кольца, и безликих по большей части провинциальных страданий, которых в программе предостаточно. С содержательной и смысловой точки зрения фильм Давыдова, конечно, на голову выше картины Юрьева, но последний исследует совсем уж малоизученные кинематографистами уголки родины, отправляется на Чукотку, на самый ее край, край России, край света. Тут, в маленьком приморском поселке живет парень Алешка (Владимир Онохов), который влюбляется в вебкам-модель (Кристина Асмус). Не занятое разделкой китовых туш – этим промыслом тут занимаются все – время он проводит за компьютером, сперва вглядываясь в эротические кривляния девушки, потом начиная учить английские слова (на экране висит надпись, гласящая, что находится красавица в американском Детройте), а потом и вовсе задумав побег. О том, как односельчане Алешки сбегали на Аляску, до которой рукой подать, ходят легенды – по больше части весьма пугающие. Но однажды случается то, что не оставляет герою выбора. Бежать, и как можно быстрее.
Кадр из фильма "Kitoboy |
Фильм Филиппа Юрьева наивен, как чукотский юноша из анекдота, а формально и вовсе очень напоминает ленту из прошлогодней программы «Кинотавра», «Sheena667» Григория Добрыгина. Здесь еще проступают и забавный патриотический посыл, и мем «не пытайтесь покинуть Омск», развернутый до масштабов целой страны. Но во всем этом особое, экзотическое не только для венецианских зрителей, но и для зрителей из центральной России очарование. Заключенное и в суровом, холодном море с китами, и в бесконечной тундре, и в широкой улыбке Алешки, и в том факте, что режиссер-дебютант вообще решился на эту экспедицию.
Его, как появляющуюся в эпизоде в образе проститутки белокурую, высоченную, точеную актрису Марию Чупринскую, обступают местные жители, говорящие то на русском, то на чукотском. Кажущиеся какими-то абсолютно чужими, далекими, из другого мира, но вдруг, парой штрихов, становящиеся очень родными и понятными. Как дед Алешки, который каждый день собирается умирать, но передумывает – есть хочется. Ну и у кого не было такого дедушки?
«Глубже!» Михаила Сегала, хоть и находится на другом визуальном и жанром полюсе, тоже кино очень русское – в своей актуальности, кинематографичности, в своем остроумии, местами даже пародийном. Его главный герой – театральный режиссер Роман Петрович (Паль), которого выгоняют из Главного Театра Страны за затянувшиеся репетиции и заменяют модным постановщиком по фамилии Хачатрян (играет его модный комик Антон Лапенко). Герой Паля все время читает Чехова, персонаж Лапенко быстренько ставит Чехова на новый остромодный лад на больших и малых сценах. Уже тут в голове всплывают весьма очевидные ассоциации с реальными людьми.
Кадр из фильма "Глубже!" |
Дальше – больше. Оставшись без средств к существованию, Роман Петрович принимает предложение однокашника и берется за съемки порно. Однако, привносит в этот максимально бездушный и утилитарный формат глубину русского психологического театра, заставляя порно-актеров в исполнении Любови Аксеновой и Олега Гааса придумывать своим персонажам – студентке, сантехнику, крестьянке, барину и прочим – истории и характеры. В итоге получается новый жанр – «Глубокое русское порно». Миллионы просмотров по всему миру, миллионы долларов (руководит бизнесом, к слову, ботаник-вундеркинд, которого играет Семен Трескунов), смотрит даже президент (Игорь Угольников), который требует, чтобы Роман Петрович добавил глубины во все сферы российского жизни. Так герой Паля оказывается, к примеру, на главном телеканале, где учит ведущего программы «Правда» Владимира (Сергей Бурунов) верить в себя.
Впрочем, попытки привнести порнографической откровенности, искренности и глубины (во всех смыслах) в театральное искусство, с которого, собственно, и начинается история главного героя, оканчивается ситуацией-перевертышем. Гэги, пародиии и сатирические аллюзии «Глубже!» точно и тонко изображают текущую культурную ситуацию – в том числе и в кино, что особенно остро чувствуется по горячим следам «Кинотавра», смотра, который лучше всего демонстрирует положение русского кинематографа здесь и сейчас.
Кадр из фильма "Глубже!" |
За всеми бравадами о свободе, за напускной смелостью в выборе тем и в подходе к визуальному их воплощению раз за разом обнаруживается все то же цепляние авторов за пресловутый психологизм, которым завершает Сегал свое кино про актуального человека искусства. Вот оно – истинное глубокое русское, которое не выбить пока ни новой этикой, ни новой искренностью, ни новым якутским кино (хотя в последнем случае шанс на победу, к счастью, все-таки есть). Надо, чтоб было «как Тарковский, но интереснее», чтоб Станиславский кричал «Верю!», чтобы играть можно было «на разрыв аорты». Желательно про 90-е, про войну, про недавние теракты, на худой конец. Постельные сцены «блюрятся», а если уж абсурдизм – то хотя бы про ментов. Углубиться получается разве что территориально, в Россию – и на том спасибо.
комментарии(0)