В новом фильме Нолана есть русский след. Кадр из фильма
Премьеру «Довода» переносили столько раз, что, казалось, фильм зрители не увидят уже никогда (или по крайней мере в этом «съеденном» пандемией 2020 году). Тем не менее почти сразу после открытия кинотеатров картина все-таки добралась до больших экранов. И как это всегда бывает с работами Нолана, готовится поделить аудиторию на обожателей и ненавистников.
Обожателей восхитят ставшие визитной карточкой режиссера пространственно-временные ребусы, вторых они же скорее всего приведут в бешенство; найдутся, хоть и в меньшинстве, наверняка и те, чьи впечатления будут более сбалансированными, – главное, что два с половиной часа пролетают незаметно, в эту временную ловушку угодят все без исключения. Актерский состав в данном случае не так уж важен – даже у главного героя нет имени, в титрах он значится как Протагонист, хотя роли исполнили, скажем так, не последние люди в Голливуде: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Майкл Кейн и даже Юрий Колокольников.
Трудно сказать, где и с чего на самом деле начинается «Довод». В прошлом, в будущем, в настоящем, везде – все утверждения и верны, и неверны одновременно. Формально история стартует в оперном театре в Киеве, где во время теракта по своим секретным делам оказывается американский спецагент (тот самый Протагонист в исполнении Вашингтона) и, проявив некоторую долю профессиональной выдержки, становится частью еще более секретных дел, на этот раз с научно-фантастическим уклоном. Характер у операции международный, так что Протагонист обрастает самыми экзотическими знакомствами – от коллеги-британца (Паттинсон) до английских аристократов (Майкл Кейн в единственной своей сцене искрометно шутит про контрольный пакет снобизма) и – куда без него – русского олигарха с длинноногой опостылевшей женой (Дебики) и трудным детством в закрытом советском городе с эпичным названием Стальск-12 в анамнезе. Его играет, коверкая британский английский поддельным русским акцентом, Кеннет Брана, тогда как настоящему русскому Колокольникову досталась партия безмолвного двухметрового охранника – и он в ней как рыба в воде.
Впрочем, главное во всей этой истории не «что», а «как» – об этом главному герою, как и зрителю, не понимающему почти ничего из происходящего, сообщают на берегу. Дельный совет, так как попытка с первого раза разобраться в принципах новой нолановской концепции способна разрушить хоть и не хрупкое, но все же требующее определенного включения внимания и погружения очарование. Здесь оно кроется прежде всего в уникальной динамике, заключенной и в оглушительном саундтреке Людвига Йоранссона, и в вычурной и величественной, работающей на масштаб картинке с камеры оператора Хойте ван Хойтема, и в придуманной теории времени, которое здесь можно в прямом смысле повернуть вспять, возжелав уже не мирового господства, а божественного вмешательства в судьбу человечества (ох уж эти русские олигархи!). Наблюдать за тем, как это делается – в чем-то невероятный и уникальный опыт, как это всегда бывает с фильмами Нолана, а вот разобраться в механике с ходу выйдет вряд ли (даже хочется пересмотреть).
Само название «Довод» не несет никакой смысловой нагрузки – это, как и оригинальное Tenet, всего лишь символ, кодовое слово, самое важное в котором то, что это палиндром. То же самое по большому счету относится и к фабуле, и к персонажам. Сюжет, стоит очистить его от всех спецэффектов – и визуальных, и смысловых, – ничего не стоит, а местами (в основном теми, что связаны с русским олигархом и его родным урановым городком Стальск-12) даже вызывает снисходительную усмешку. Сюда же и режущие ухо кондовые диалоги, и вдруг прорезающаяся сквозь сложнейший как с технической, так и понятийной точки зрения экшен мелодраматическая линия с героиней Элизабет Дебики. «Русский след» местами весьма правдоподобен, местами пахнет клюквой, но в целом не противоречит законам жанра: злодей получается весьма соответствующий масштабу мероприятия. А то, что русский, можно считать похвалой.
комментарии(0)