Ничто человеческое загадочному физику не было чуждо. Кадр из фильма
«Тесла» Майкла Альмерейды – он тут и режиссер, и сценарист, и продюсер – делает Николу Теслу не просто заглавным, но наконец главным героем. Здесь, в отличие от недавней спродюсированной Тимуром Бекмамбетовым и посвященной противостоянию ученых в борьбе за использование разных способов электрификации «Войны токов», фокус смещен на взлеты и падения одного физика. И не то чтобы открывает новые страницы его биографии, а скорее позволяет зрителю глубже погрузиться в его, безусловно, выдающееся сознание.
Выбранная манера повествования, его нелинейность и местами даже психоделичность – то, что отличает «Теслу» от любой хрестоматийной голливудской биографической драмы о жизни замечательных людей. Взять хотя бы своеобразный закадровый текст – в роли рассказчика выступает одна из героинь истории, Анна Морган (Ив Хьюсон), дочка американского банкира и на какое-то время инвестора Теслы, безответно покоренная его харизмой. Время от времени она, разрушая четвертую стену, «гуглит» для зрителя имена действующих лиц фильма, сравнивая количество запросов на имя Теслы с запросами на имя того же Эдисона: первый в исполнении Итана Хоука уступает второму, которого играет Кайл МакЛоклен, вдвое. Картина в каком-то смысле отвечает на вопрос, почему ставший культовым поп-культурным персонажем Тесла остается фигурой почти мистической и неизученной (и по официальной теории – оставившей куда меньший след в истории, чем его так называемые оппоненты).
По версии Альмерейды, все дело в увлеченности героя скорее процессом, чем результатом – в результате многое из задуманного так и остается невоплощенным или не находящим применения. Он признается, что его мозг как будто постоянно в огне, мысли сверкают, как вспышки молний, что совсем не случайная ассоциация, если учитывать желание Теслы обуздать стихию. Сам же он, в отличие от прагматичных Эдисона, Вестингауза, Моргана, не пытается ни нажиться на собственных изобретениях, ни оставить след в истории. Только бесконечная работа сознания и оттого немного отстраненное существование в реальности, где, между прочим, обитает не менее одиозная и также покоренная витающим вокруг Теслы флером загадочности Сара Бернар. Но даже ее попытки завлечь ученого полупрозрачными сценическими нарядами и драматическими позами разбиваются об очередную пришедшую в его голову идею.
Фильм в чем-то следует этому, как можно предположить, хаотичному ходу мысли, отсюда и его формальная фрагментарность, и множество других – помимо закадрового текста рассказчика – приемов, отступлений и допущений. От драки рожками с мороженым до возникающего в кадре смартфона. Что-то, конечно, для красоты кадра и утрирования, как, например, разрисованные задники вместо декораций в некоторых сценах. А кое-что, как говорит сама Анна Морган, вполне могло случиться, ведь документальных свидетельств сохранилось куда меньше, чем легенд.
Немногочисленные фотографии Николы Теслы живописно воспроизводятся на экране, перетекая в фантастические картины и космические пейзажи, о которых в то время и мечтать было невозможно. Тем не менее на их фоне герой в финале запоет песню про то, что «все хотят править миром», будто бы намекая на свою пророческую сущность и прочие навешанные ему годами мифологизации ярлыки. А он всего лишь любил физику, любил изобретать. Мир к большинству его творений, наверное, был не готов, но разве это повод не работать? Таким бы, пожалуй, мог быть и фильм про нашего современника Илона Маска, недаром назвавшего машину «Теслой»: пережив не меньше неудач, он работает над тем, во что верит. А остальное додумают.
комментарии(0)