Жители Нового Лондона не имеют права любить и хандрить. Кадр из телесериала
На видеосервисе «КиноПоиск HD» можно посмотреть сериал «Дивный новый мир», снятый по мотивам одноименного романа 1932 года – одной из самых известных литературных антиутопий XX века. Новая киноверсия книги значительным образом видоизменяет описанный Хаксли мир будущего.
Первые эпизоды знакомят зрителя с Новым Лондоном, где все жители существуют по трем основным правилам: никакого уединения, никакой семьи, никакой моногамии. Подобный уклад предполагает непреходящее счастье от нехитрой работы и ежедневного веселья на вечеринках, каждая из которых заканчивается оргией. Тревожность, грусть, сомнения купируются наркотиком сомой – круглые разноцветные таблетки, в мгновение ока рисующие на лицах улыбки, поглощаются обитателями Нового Лондона с утра до вечера. К слову об обитателях: они появляются в пробирках и еще на этапе формирования первой клетки распределяются по классам. Альфы господствуют и имеют неограниченный доступ к соме, беты трудятся в инкубаторе и доставляют удовольствие альфам, гаммы прислуживают, а эпсилоны – низшая каста – выполняют самую грязную работу. Все поголовно носят специальную линзу, подключающую людей к системе – искусственному интеллекту-божеству Индре, поддерживающему целостность, стабильность и прозрачность социума.
Однажды случается невозможное – один из эпсилонов падает с высоты. Оказавшийся на месте происшествия альфа Бернард Маркс (Генри Ллойд) понимает, что речь идет о самоубийстве – действии невозможном, ведь все счастливы. Еще одна нарушительница правил – бета Ленина Краун (Джессика Браун-Финдли), которую тот же Маркс уличил в моногамии (она 20 раз занималась сексом с одним мужчиной). Пытаясь осознать, что же толкнуло эпсилона на прыжок, а заодно перевоспитать Ленину, Бернард берет девушку с собой в находящийся за пределами Нового Лондона парк развлечений «Дикий мир», где живут не подключенные к Индре дикари. Они женятся, естественным образом заводят детей – и развлекают приехавших на экскурсию альф и бет демонстрацией своего быта (от фарсовой деревенской свадьбы до «чернопятничного» звериного ажиотажа в супермаркете). Не трудно догадаться, что в этот раз что-то пойдет не так, Бернард с Лениной чудом вернутся домой. Не одни – с ними в Новый Лондон прибудет дикарь Джон (Олден Эренрайк).
Кроме внешних трансформаций сюжета – например, старейшину-создателя «нового мира» Мустафу Монда, задуманного Хаксли мужчиной, здесь играет женщина (Нина Сосанья), а «Дикий мир» из резервации индейцев превратился в этакий киношный образ постапокалиптической реднековской Америки – значительным преобразованиям, а скорее переосмыслениям подверглись характеры и мотивации персонажей. Что, в свою очередь, меняет и сам сюжет. Из пуританина, живущего принципами возвышенного платонического чувства (которое противопоставлено у Хаксли гедонистическим принципам полигамии Нового Лондона), дикарь Джон в новом сериале стал романтиком, которому, однако, не чужды плотские удовольствия. Генри, сохранив черты нетипичного альфы, здесь становится частью практически любовного треугольника. Их запутанные, полные неизвестной до этого ревности отношения с Джоном и Лениной – краеугольный камень «Дивного нового мира».
Фокус сместился с устрашающей картины предполагаемого будущего, где развлечения и таблетки заглушают боль, на то, что самое страшное в этом – невозможность прислушаться к себе. Это делает проект современным, особенно с точки зрения так называемой новой этики – альфе можно и нужно говорить «нет». Наглядная и понятная метафора отношений в реальном мире, кое-где до сих пор принимающего все виды харассмента за норму. Так, внутреннее преображение Ленины происходит лишь в тот момент, когда она отталкивает руку очередного альфы, пожелавшего с ней совокупиться. И дело не в любви и моногамных отношениях, а в ее собственном осознанном нежелании.
Получившийся сериал с точки зрения жанра ближе всего к мелодраме. Что не минус, а скорее достижение и новое видение, особенно с учетом того, что весь антиутопический антураж – этакая сборная солянка из других недавних телевизионных хитов, от «Черного зеркала» до «Мира Дикого Запада». Новый Лондон вряд ли удивит своей безликой архитектурой – такой может похвастать не один сай-фай фильм. И костюмы, и интерьеры, и правила жизни наверняка покажутся узнаваемыми даже тем, кто не читал оригинал Хаксли – все такое хрестоматийно-антиутопическое, а на деле уже вполне существующее в хайтековых бизнес-центрах, населенных выполняющими механическую работу днем и отрывающимися на рейвах по ночам клерками. Такой фон, однако, выгодно оттеняет конфликт подавленного разума и неконтролируемого чувства. И бунт – не против тоталитарной системы, а против коллективного бессознательного, за право на индивидуальное сознание, за ценность чувств. Война, которую никто не предсказывает, которая идет за пределами экрана, здесь и сейчас.
комментарии(0)