Противоположности сходятся и даже вместе добиваются результата. Кадр из фильма
«Почти знамениты» Питера Каттанео, к слову – автора фильма «Мужской стриптиз» (1997) и одного из создателей сериала «Пиарщица», можно будет посмотреть в российских онлайн-кинотеатрах с 25 июня. В основе сюжета лежит история реального хора военных жен, создание которого положило начало целому национальному движению, а главную роль исполняет актриса Кристин Скотт Томас.
Кейт (Скотт Томас) – жена полковника и мать, потерявшая сына-солдата в горячей точке. Вместе с мужем Ричардом (Грег Уайз) она живет на одной из британских военных баз, заглушая боль от смерти ребенка бессмысленными покупками в телемагазине. Перед очередной командировкой супруга в Афганистан женщина знакомится с другими «военными женами». Оставшись в тревожном одиночестве они, как правило, занимаются детьми, а по вечерам попивают пиво на крылечках домов, вздрагивая от каждого звонка и надеясь никогда не услышать роковой стук в дверь и самую страшную новость. Прошедшая через это Кейт принимает решение отвлечь «коллег» более продуктивной деятельностью, а именно – собрать их в любительский хор. Ее активность и сухой, прагматичный подход к репетициям сперва вызывают протест – тем более что лидер этого маленького сообщества Лиза (Шэрон Хоган), в одиночку едва справляющаяся с собственной тоской, домашним бытом и дочерью подростком, напротив, предпочитает разучивать не ноты и религиозные хоралы, а поп-хиты. Обе дамы в управлении хором тянут одеяло на себя, но в какой-то момент все-таки находят баланс, да так, что их группу приглашают выступить в лондонском Альберт-холле. Расслабляться, впрочем, еще рано.
В каком-то смысле «Почти знамениты» – женская версия «Мужского стриптиза» Каттанео. В фильме 1997 года оставшиеся без работы из-за промышленного кризиса сталевары начинают раздеваться под музыку, пытаясь совместить приятное с полезным. В новом фильме история изначально не такая абсурдная и комедийная, но не менее музыкальная и жизнеутверждающая. И столь же жизненная, вписанная в определенный социальный контекст – на смену экономическому кризису приходит политический с его бессмысленными и бесконечными войнами. Что сказывается не только на самих солдатах, рискующих жизнями, но и на их семьях. Будь то потерявшая сына главная героиня, или ее соседка, чувствующая себя не самой лучшей матерью, да еще и большую часть времени матерью-одиночкой, или совсем юная девушка, полюбившая будущего мужа еще в школе и похоронившая его в первой же командировке. «Мы не можем быть против войны, мы за ней замужем», – говорит Кейт юноше с антивоенными плакатами и листовками, протестующему на улице.
Тем не менее «Почти знамениты» по ходу действия вырастает в настоящую антивоенную трагикомедию, сложенную из нескольких личных судеб и одной, общей на всех, судьбы «военной жены». Точно так же, как они складывают строчки из личных писем своим мужьям в одну финальную песню. Основным становится «конфликт» двух героинь – Кейт и Лизы, полных противоположностей, которые, как положено, со временем только сильнее притягиваются, символизируя какой-то высший вселенский баланс сил. Остальные, впрочем, прописаны если не столь детально, то все равно весьма выразительно – хотя все они, по сути, не более чем узнаваемые типажи. Одна стесняется своего таланта, другая, напротив, не смущается петь громко и не попадать в ноты, одна – тихоня, другая – шумная футбольная фанатка, одни ждут с войны мужей, а другие – жен. Все это не имеет никакого значения, когда где-то там, далеко на фронте, пропадает связь или когда в один из домов приносят похоронку – на месте этой соседки завтра можешь оказаться ты.
«Почти знамениты» ни визуально, ни по смыслу не претендует на оригинальность и статус киношедевра – в итоге оказывается именно тем кино, которым задумывалось, снятой, как по учебнику, духоподъемной историей со стройной композицией и, что называется, крепким актерским составом. В котором Кристин Скотт Томас – надо отдать должное и ей, и режиссеру – не пользуется своим более звездным в сравнении с остальными актрисами статусом. Взяв реальную историю, Каттанео использовал для ее воплощения уже проверенную им же самим в «Мужском стриптизе» схему: юмор, музыка и необходимая фоновая драма в сумме дают беспроигрышное зрительское кино с ненавязчивым, но все-таки очевидным и важным социальным месседжем. А еще можно подпевать – идея Лизы, состоящая в том, чтобы тренировать хоровое пение, исполняя попсу, все-таки побеждает, на радость и героиням, и зрителям.
комментарии(0)