1
5507
Газета Кино Печатная версия

09.06.2020 19:07:00

Кино учится жить по новым правилам

На первом виртуальном кинорынке обсудили, каким будет производство фильмов в разных странах после эпидемии

Тэги: киноиндустрия, эпидемия, коронавирус, последствия, дискуссия

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

киноиндустрия, эпидемия, коронавирус, последствия, дискуссия Продолжение съемки некоторых остановленных проектов невозможно. Фото Pixabay

Первый виртуальный рынок российского контента Key Buyers Event: Digital Edition, организованный компанией «Роскино», открылся 8 июня несколькими панельными дискуссиями, в рамках которых кинопродюсеры из разных стран и представители национальных кинокомиссий обсудили последствия эпидемии коронавируса для индустрии кино. Известно, что с 9 июня сняты ограничения на съемки в Москве – возобновление кинопроцесса возможно при соблюдении на съемочной площадке рекомендаций Роспотребнадзора, включающих в себя обязательное измерение температуры, использование антисептиков, ношение масок, дезинфекцию помещений, а также запрет на одновременное нахождение всей группы на площадке и соответственно посменную работу цехов. Такие же меры принимаются сегодня и в других странах, постепенно выходящих из карантина. Однако предшествовавшие этому несколько месяцев вынужденной остановки кинопроизводства не могли не сказаться на индустрии.

На первой дискуссии, модератором которой выступила глава «Москино» и ответственный секретарь Московской кинокомиссии Светлана Максимченко, собравшая в формате онлайн-конференции представителей кинокомиссий из других стран, главным вопросом стали как раз условия, при которых сегодня возможно возобновление съемок. По мнению президента Международной ассоциации кинокомиссий Джесс Коноплии, главным в настоящий момент является, во-первых, обеспечение безопасности на площадках, а во-вторых, вопрос страхования убытков в связи с вынужденной приостановкой производственного процесса. Что касается безопасности, то все участники обсуждения сошлись во мнении, что новые правила поведения на съемках должны войти в привычку и стать нормой. Сроки возвращения к привычному режиму зависят от ситуации в стране. Так, в Исландии, как рассказал руководитель местной кинокомиссии Эйнар Хансон Томассон, стране с большой площадью и небольшой плотностью населения, распространение вируса сегодня почти сошло на нет, так что съемки возобновились уже несколько недель назад – в том числе и для иностранных компаний вроде Netflix, а с 15 июня границы откроют для туристов (при условии соблюдения все тех же мер безопасности). В США, напротив, только формируются инструкции от Министерства здравоохранения и проводятся заседания с представителями профсоюзов, и, по словам Джея Роуи из компании HBO, возвращение к полноценным съемкам в Америке невозможно до осени, особенно если речь идет о крупных проектах.

Что касается страхования, то государство, как заявила Коноплия, в этом вопросе не должно игнорировать киносектор: проведение съемок в той или иной стране и городе не только создает дополнительные рабочие места для местных жителей, но и приносит прибыль предприятиям сферы обслуживания, другими словами, поддерживает экономику по многим направлениям. Основатель продюсерской компании «Спутник Восток Продакшен» Александр Кессель рассказал о том, что за время карантина многие компании, финансировавшие те или иные проекты, потеряли возможность вкладывать деньги или попросту перестали существовать, что наряду с многочисленными введенными ограничениями и предосторожностями, которые увеличивают стоимость производства, попросту губит проекты.

Вопрос страхования стал одной из тем обсуждения и в рамках второй дискуссии, посвященной копродукции. Одним из участников этого обсуждения выступила французский продюсер Дидар Дамери. Франция – в настоящий момент чуть ли не единственная страна, в которой существует государственная система страхования в связи с приостановкой съемок из-за карантина. Продюсеры могут подать заявку на компенсацию, однако только в том случае, если речь идет о национальных проектах – на зарубежные съемки и копродукцию страховка пока не распространяется, но, по словам Дамери, вопрос о разработке общеевропейской системы страхования подобных ситуаций обсуждается и стоит особенно остро.

Почти все страны в настоящий момент сосредоточены на возобновлении производства национальных, локальных проектов. В том числе в связи с тем, что дистрибьюторы в период после пандемии будут делать ставку в первую очередь на крупные проекты, у которых есть больше шансов не провалиться в возобновленном кинотеатральном прокате – неизвестно, как скоро зрители смогут чувствовать себя в достаточной безопасности для походов в кино. Успех крупных релизов может в этом случае помочь дальнейшему выпуску картин меньшего масштаба, но естественный отбор неизбежен: закрывают небольшие продюсерские компании, фестивали, могут исчезнуть и некоторые типы фильмов, так как спрос будет в основном на проекты, не требующие большого бюджета, но гарантированно способные привлечь зрителя.

«Страны будут фокусироваться на национальном кино в прокате в первую очередь, зарубежным релизам будет сложнее, – рассказала «НГ» директор «Роскино» Евгения Маркова. – Но, во-первых, зарубежные релизы возможны. Во-вторых, российские проекты успешно продаются на телеканалы и VOD-платформы. В сегодняшних условиях для менее масштабных проектов онлайн-премьера привлечет более широкую аудиторию. Сегодня онлайн-кинотеатры – это новый прокат». Что касается традиционного проката, то, по словам Марковой, «все сейчас стараются ориентироваться по ситуации. Если есть крупный проект, интересный дистрибьютору для своей территории, компания заключает контракт с открытым сроком действия».

Отсутствие страхования и наличие множества бюрократических ограничений ставят под удар многие российские проекты, остановленные из-за введения карантина. Как рассказал продюсер Артем Васильев, минимум полгода понадобится на возвращение к производству нового фильма Алексея Германа – младшего, так как масштабный проект о Второй мировой войне просто не может быть осуществлен в условиях новых ограничений и правил. Это же касается фильмов, съемки которых проходят сразу в нескольких странах. Или же фильмов с актерами-детьми. Об этой проблеме говорили и продюсер Александр Кессель, и эстонский продюсер Риина Силдос – у обоих были остановлены проекты с юными артистами, которые за время карантина попросту выросли, и снимать их в той же роли не получится – придется начинать проект заново с новыми исполнителями.

Впрочем, есть и хорошие новости. Пандемия не сказалась на производстве анимации и некоторых документальных фильмов-расследований – героев, нужных для интервью, стало легче застать дома. Кроме того, интерес к российскому кино за рубежом не ослабевает.

«За последние несколько лет сборы отечественных фильмов в международном прокате выросли втрое, в 2019 году более 90 проектов вышли в зарубежных кинотеатрах. Но речь не только о кинотеатральном прокате – количество стран, где присутствует российский контент, выросло с 23 до более 120 за последние четыре года. Российские проекты успешно продаются на телеканалы и VOD-платформы. Только что во время форума Key Buyers Event объявили, что «Аванпост» отправится на крупнейшую китайскую платформу iQIYI, а сериал «Содержанки» покажут на крупном британском видеосервисе Walter Presents, принадлежащем каналу Channel 4, который также получил право первого показа на британском телевидении. Это два свежих примера, но таких сделок много и будет еще больше», – рассказала Евгения Маркова.

Участники дискуссий сошлись во мнении, что изменение социального поведения, вызванное пандемией, повлияет на кинопроцесс. Речь не только о новых санитарных нормах, но и том, что некоторые сценарии будут переписаны, чтобы сделать съемки того или иного проекта возможными. Тем не менее кризисная ситуация способствует развитию новых технологий и формированию нового подхода к съемкам. Однако сохранение социальных связей и взаимодействия разных стран, разделение рисков и общение представителей индустрии, в том числе живое, как бы ни развивались технологии, остается необходимостью. Это же, как показывает пример Key Buyers Event, касается и кинорынков.

«Рано хоронить традиционный формат – людям важна часть кинорынков, связанная с живым общением, спонтанными встречами и идеями, – считает Евгения Маркова. – Скорее всего в будущем нас ждет гибридная модель – то, что можно перенести онлайн, будет решено с помощью технологий и станет своего рода новой нормой. Но профессиональное сообщество будет по-прежнему собираться для живого общения и обмена опытом – в Каннах, Берлине, Санта-Монике… и, надеемся, в Москве». 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Российский артист впервые номинирован на "Золотой глобус", и этому никто не сопротивляется

0
5275
Александр Ципко. Вера в разум и высокое назначение человека

Александр Ципко. Вера в разум и высокое назначение человека

Александр Ципко

Победа невозможного над возможным ведет не к Богу, а к смерти

0
11384
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
6329
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
8794

Другие новости