Фото Vittorio Zunino Celotto/Getty Images for RFF
В российских онлайн-кинотеатрах 2 июня выходит картина «Бог грома», новый фильм норвежского режиссера Андре Овредала, автора «Охотника на троллей» и «Страшных историй для рассказа в темноте». Потомок скандинавского бога Тора появляется в Норвегии в наши дни в теле обычного человека. Он не хочет нести разрушения, но люди из-за собственных страхов и предубеждений не понимают и не принимают его, вынуждая проявить всю свою силу. Спасти, как всегда, может любовь – но хватит ли ее одной? Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с Андре ОВРЕДАЛОМ о том, во что сегодня превратилась скандинавская мифология, что такое хороший хоррор и об эпохе цифрового кино в эпоху эпидемии коронавируса.
– Ваш фильм «Охотник на троллей», который вышел 10 лет назад, был очень норвежским, основанным на национальных преданиях и сказках. После этого вы обратились к более международному и универсальному материалу, а теперь, с фильмом «Бог грома», можно сказать, вернулись к корням – скандинавской мифологии. Почему? И как появилась эта история?
– На самом деле над этим сценарием я работал с 2012 года. И все это время пытался воплотить его на экране – хотел снимать даже раньше, чем фильм «Демон внутри» (2016). Но пришлось отложить, так как появилась возможность снять «Демона», который мне очень нравился. Я ждал, потом ждал еще. В общем, путь был долгим, но мне всегда хотелось продолжать воплощать на экране сюжеты, основанные на северной мифологии, на том, откуда берет начало наша традиция рассказывания историй. Мне повезло, что есть люди, готовые вкладывать деньги в такое кино.
– Мифология играет большую роль в жизни норвежцев в наши дни?
– Не особо, и в том числе поэтому я стараюсь сохранить ее в формате кино. Хотя слово «тролль», например, активно используется, но в основном в совершенно другом, насмешливом значении. А имя бога Тора можно отыскать в английском слове «четверг»: Thursday означает Thor’s day, то есть «день Тора».
– Благодаря фильмам «Марвел» зрители привыкли видеть Тора как Криса Хемсворта. У вас же «бога грома» играет Нат Вулф – актер совершенно другого типажа. Почему именно он?
– Я хотел, чтобы мой Тор был другим, во всех смыслах непохожим на Тора Криса Хемсворта. Хотя Тора всегда изображали именно таким, каким он выглядит в исполнении Хемсворта – могучим блондином с большой бородой. Но почему бы его потомку, которого и играет в фильме Нат Вулф, не выглядеть иначе? И он именно тот актер, который идеально подошел под придуманный мною образ, – очень глубокий и настоящий, в работе руководствующийся своей интуицией. Было интересно наблюдать, как он меняется от дубля к дублю, как начинает лучше чувствовать роль, как ищет своего персонажа, делая его все более интересным и убедительным.
– «Бога грома» вы снимали в Норвегии, и большая часть актерского состава – норвежцы. Тем не менее исполнитель главной роли – американец. Не возникало ли сложности?
– С языком проблем точно не было: в Норвегии все говорят по-английски. Что касается Ната Вулфа, то он очень отзывчивый, открытый и легкий в общении человек – как, впрочем, и все остальные члены съемочной группы, – мы по-настоящему подружились. Думаю, что для всех этот опыт оказался положительным.
– О чем этот фильм лично для вас как для режиссера?
– В каком-то смысле это фильм о неконтролируемых эмоциях и об опасности потерять над ними контроль. Также это кино о связи человека с природой – в этом сила главного героя. Это любовная история. А также рассказ о потере, об одиночестве, о том, как двое очень одиноких людей находят друг друга, а потом снова теряют. И конечно, речь еще и о том, что мир не делится на черное и белое. Главный герой – хороший человек, но его видят плохим. И он действительно может стать плохим. И этот потенциал в каком-то смысле есть в каждом из нас.
– Интересно, что лучше всего под это ваше определение смысла картины подходит ее английское название – «Mortal», которое означает одновременно и «смертный», и «смертельный». В русском языке нет подобного многозначного слова. А в норвежском?
– То же самое и с норвежским языком. Мне очень нравится название «Mortal», но я не смог отыскать в родном языке никакого аналога.
– После «Охотника на троллей» вы сняли два весьма успешных фильма ужасов – «Демон внутри» и «Страшные истории для рассказа в темноте». Не устали от хорроров?
– Вовсе нет, очень люблю этот жанр. Сейчас я работаю над «Страшными историями для рассказа в темноте 2», над фильмом «Последнее путешествие Деметра» – очень жестоким ужастиком, над картиной «The Long Walk» по произведению Стивена Кинга – это экзистенциальный, антиутопический хоррор. Есть еще несколько проектов в этом жанре. Так что не беспокойтесь!
– Хороший хоррор – что это за фильм в настоящее время?
– На мой взгляд, хоррор «повзрослел», стал тяготеть к драме – начиная с франшизы «Заклятие». До этого был период, когда жанр существовал в виде очень простых, незамысловатых идей вроде «найденных пленок». И это были отличные ужастики, вовсе не плохие – одно удовольствие смотреть. Но постепенно фильмы ужасов становились более утонченными, и сегодня главное для хорошего хоррора – это хорошая история. Возьмите то же «Заклятие», или новую версию «Оно», или даже «Страшные истории». Кроме того, есть полноценные драмы, которые включают в себя элементы хоррора, – авторы стремятся соблюдать баланс между двумя этими жанрами. К тому же фильмы ужасов сегодня очень часто являются высокобюджетными, дорогими и качественными картинами. Так что этот жанр постоянно меняется и, возможно, через пару лет будет совсем другим. Хоррор интересен тем, что отражает события, происходящие в обществе, откликается на них.
– Как продвигается работа над «Страшными историями 2»? Гильермо дель Торо принимает участие в создании сиквела?
– Сиквел основан на задумке дель Торо. Сейчас мы работаем со сценаристами, выстраиваем структуру и композицию будущего фильма. Обращаемся в том числе и к литературному источнику (фильм является экранизацией одноименной серии книг Элвина Шварца, выходившей в 1980-е годы. – «НГ»), пытаемся найти в книгах что-то забавное, пугающее, оригинальное, что-то, что может пригодиться нам в написании нашей истории. Думаю, впереди еще несколько месяцев сценарной работы, и карантин в этом смысле очень помогает. Все, что остается, – сидеть дома и писать.
– В России «Бог грома» выходит в качестве цифрового релиза – это не первый и не последний фильм, который в этом году из-за эпидемии и карантина остался без кинотеатрального проката. Как вы к этому относитесь?
– С коронавирусом или без – это могло произойти, показать кино на большом экране непросто. Так теперь устроен мир, приходится мириться с новой реальностью. Это даже не будущее, это уже настоящее, которое касается даже крупных студийных голливудских проектов. Например, «Артемис Фаул» выйдет сразу на платформе Disney+ – многомиллионный диснеевский проект, релиз которого будет исключительно цифровым. Приоритеты смещаются, и коронавирус тут совсем ни при чем.
комментарии(0)