В веб-сериале «Сны на районе. Восьмерка» можно найти даже цитаты из голливудского кино. Кадр из видео с канала «Искусство кино» на YouTube
Непростые времена пандемии и всеобщей изоляции, повлекшие за собой неизбежную заморозку многих привычных процессов и изменившие форматы общения и работы, деятели искусства пытаются использовать с максимально доступной выгодой. Вот уж поистине период для количественного и, если повезет, качественного роста веб-контента: и снятого на злобу дня – благо технологии позволяют даже тут работать удаленно, – и сделанного еще до тотального локдауна, дожидавшегося, так сказать, своего часа.
Большое кино авторы все же придерживают до лучших времен, а вот сериалы посыпались как из рога изобилия. Особенно те, что предназначены для показа в интернете. Так, на YouTube-канале журнала «Искусство кино» состоялась премьера веб-сериала «Сны на районе. Восьмерка», а в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD» стартовало «Беезумие». Между ними пропасть во многих смыслах, но свой зритель наверняка найдется.
«Сны на районе» – первый кинопроект фонда современного искусства V-A-C, созданный совместно с Мастерской коллективного кино. Последнее – детище широкого известного в узких кругах одиозного продюсера и режиссера Андрея Сильвестрова, от фонда же данную программу курировал Кирилл Адибеков. Первый сезон веб-сериала, сделанного в формате альманаха и представленного впервые на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, состоит из восьми коротких эпизодов, главными героями каждого из которых стали участники мастерской. Молодые, но в разной степени состоявшиеся авторы рассказывают на камеру о себе – интервью сняты той самой «восьмеркой» из названия сериала, – а также представляют собственные видеоэссе, снятые в рамках курса. Происходит все действие в московском районе Щукино – по задумке кураторов проект переосмысляет одну из городских окраин, превращая ее в место отправления искусства.
Будь то перформанс, открытая тренировка по тхеквондо для бабушек на лавочке или передвижной душ для соседей на время планового отключения горячей воды – рассказывая об этом, акционистка Яна Осман сидит в ванной посреди двора, натирая себя губкой. Лаконичные интервью, впрочем, оказываются куда интереснее и информативнее, чем пронизанные духом Сильвестрова, всегда парадоксально сочетающего природную ироничность с серьезностью самодеятельности, видеозарисовки. Герои выдают крупицы информации о себе, так что портреты получаются по крайней мере интригующими: основатель первой узбекской нойз-группы, хирург-онколог, дочь афганца и украинки, студентка философского факультета РГГУ с дипломом на тему «Галлюциноз как концептуальная основа сообщества молодых концептуалистов» – последняя еще и та самая чемпионка по тхеквондо, и ее эпизод стоит, пожалуй, всех остальных.
Что касается общей концепции и ее воплощения, то получилось весьма туманно, не зная входных данных – не разберешь. Не хватает ни объема материала (хотя для веб-сериала хронометраж в плюс-минус пять минут идеален), ни визуального разнообразия, раз уж речь идет о пусть и ограниченной пределами одного района, но все же городской среде, которую в «Снах на районе» осмысляют весьма поверхностно. Пешеходные переходы, скверы, дворы с футбольными «коробками», беседки в парках – типичный спальный район. Впрочем, сегодня и эти незамысловатые атрибуты внешнего мира настолько недоступны, что даже веб-сериал Андрея Сильвестрова – выход, окно во внешний мир для вынужденно заточенных в квартирах зрителей, порядком уставших сидеть в четырех стенах.
Между тем, очевидно, есть и те, кого вовсе не тяготит цифровой формат общения – мало бесконечных рабочих конференций в Zoom, посмотрим и сериалы, снятые на злобу дня в этом самом приложении. Чуть больше недели назад онлайн-платформа Premier выпустила первый эпизод screenlife-ситкома «#СидЯдома» с Александром Робаком – про удаленную работу одной небольшой фирмы. А на «Кинопоиск HD» тем временем начался показ схожего по формату и концепции проекта режиссера Александра Молочникова «Беезумие». Сюжет максимально реалистичен: актеры Евгений Стычкин, Игорь Верник, Аглая Тарасова, Кристина Асмус и Максим Матвеев маются по домам: все съемки временно остановлены. Неожиданно Молочников предлагает им начать онлайн-репетиции его нового спектакля прямо по видеосвязи, чтобы после окончания карантина начать чуть ли не сразу его играть, опережая всех остальных творцов, потерявших время за период пандемии.
Несмотря на то что все играют самих себя, у каждого персонажа вырисовывается собственная дополненная реальность, будь то вымышленная беременность или придуманный роман с коллегой. Уже в первой серии внутри творческого коллектива начинаются «скандалы, интриги, расследования», при этом они еще не читали пьесу Молочникова, в которой есть что-то про овцу. Действительно, какое-то «беезумие». Сериал в ультраактуальном формате в первую очередь этим форматом и подкупает. Любой screenlife-проект, независимо от содержания, захватывает формой, а в сегодняшних реалиях форму эту куда проще применить к своей жизни. Если уж от компьютера теперь проблематично отойти даже в магазин, то остается искать в недрах Всемирной паутины хотя бы что-то, способное отвлечь от тревожной правды жизни. Даже если это что-то максимально точно копирует реальность. А вдруг все не так и, как утверждал Оскар Уайльд, именно жизнь подражает искусству, а не наоборот?..
комментарии(0)