Работа художников, создавших фантастически красивые ракурсы, заслуживает внимания. Кадр из фильма
Дебютный полнометражный фильм режиссера Егора Абраменко выйдет 23 апреля одновременно в онлайн-кинотеатрах more.tv, Wink и ivi. Картину делали совместно сразу несколько производственных компаний, в числе которых «Водород», Art Pictures Studio, Hype Film, «НМГ студия» и канал СТС. В продюсерах значатся и Федор Бондарчук, и Илья Стюарт, и Вячеслав Муругов, которые приняли решение не переносить премьеру и впоследствии не «толкаться» в уже и без того очевидно переполненном кинотеатральном прокате послекарантинной эпохи, а сделать ставку на онлайн-показ. Со всех сторон смелый ход, учитывая, что фантастическая драма «Спутник» – потенциальный блокбастер, у которого есть все шансы поднять планку отечественного жанрового кино если не на голливудский, то уж точно на существенно новый уровень.
Действие фильма разворачивается в СССР в 1983 году – где-то на орбите завершают свою миссию по запуску спутника двое советских космонавтов. На Земле готовятся к их триумфальному возвращению и очередной победе Советов в освоении космоса. Но что-то идет не так, и из приземлившегося где-то в степи летательного аппарата живым выходит только один пилот, Константин Вешняков (Петр Федоров). Его тут же помещают в закрытый исследовательский институт, а из столицы вызывают на подмогу психиатра Татьяну Климову (Оксана Акиньшина), использующую в работе радикальные методы и, очевидно, готовую рискнуть карьерой ради помощи пациенту. Под надзором кагэбэшника Семирадова (Федор Бондарчук) ей предстоит оценить состояние Вешнякова и выудить у него, что же случилось с ним и его напарником. Впрочем, вскоре оказывается, что сами спецслужбы уже знают немного больше, чем рассказали Климовой. Несмотря на смерть одного из космонавтов, второй все-таки вернулся домой не один.
Хочется с ходу расстроить – или обрадовать? – потенциального зрителя: «Спутник» – вовсе не русская версия «Чужого», хотя определенное сходство имеется. В истории кинематографа наверняка наберется еще с десяток фильмов с идентичной завязкой, но новая российская лента – удивительно – в кои-то веки вовсе не выглядит вторичной. При этом с легкостью вписывается как в международный киноконтекст, так и в национальный. Обязательные в данном случае локации вроде безликих лабораторных коридоров дополнены тревожными деталями советской реальности, в воздухе витает гнетущая атмосфера тотального контроля, страха, подозрительности и секретности, от которой по идее нет спасения, коль уж ты попал в эти застенки. Впрочем, этакий психологический триллер про давление системы на человека (даже на нескольких людей) резко превращается в фантастику весьма высокого уровня – стоит только материализоваться инопланетному персонажу.
Графика «Спутника», сконцентрированная в этом самом герое из иного мира, заслуживает отдельного внимания и похвалы – это надо видеть. Тем более что авторы очень грамотно соблюдают баланс космической фантастики и камерной драмы, замешанной на, к сожалению, вневременной для нашей страны трагедии взаимоотношений людоедской системы и человека и на личной трагедии этого самого человека. Можно увидеть и метафору о пожирающем изнутри чувстве вины, а можно смотреть на происходящее как на чистой воды фантастику, попросту не лишенную человечности.
«Спутник» выверен с математической точностью, что в данном случае не упрек, а до сих пор редкое для отечественного кино достижение. Абсолютно точное попадание всех актеров в образы. Петр Федоров играет физическо-экзистенциальный кризис, и его неканонический для советского космонавта типаж здесь как нельзя более уместен. Оксана Акиньшина, как и полагается для жанра, – бесстрашие и самоотверженность сильной женщины, при этом не шаблонные, а наполненные множеством психологических нюансов. Похудевший и поседевший (да-да) Федор Бондарчук концентрирует в своем персонаже весь режимный цинизм, спрятанный под лицемерной маской сочувствия, всю зацикленность на служении идеям, сомнительным с этической точки зрения, но, как всегда, оправданным глобальными целями в духе «на войне все средства хороши» и «победителей не судят».
В закрытом мирке секретного НИИ он царь и бог, но, к счастью, кое-кого не из этого мира подобная расстановка сил мало волнует – никогда не знаешь, в ком найдешь союзника, надеяться и сегодня, увы, зачастую приходится разве что на вторжение инопланетян. Или же на нечто куда более реальное и оттого страшное, вроде пандемии.
комментарии(0)