Фильм уже собрал несколько наград от критиков и киноведов. Кадр из фильма
Премьера фильма «Керосин» состоялась в рамках конкурсной программы фестиваля «Кинотавр» – фильм наградила своим призом имени Даниила Дондурея Гильдия киноведов и кинокритиков. Позднее на своей собственной церемонии – вручении наград кинопремии «Белый слон» – киножурналисты отметили картину за лучшую актерскую работу (Елена Сусанина), лучшую музыку (Сергей Старостин) и лучший сценарий (Юсуп Разыков).
Где-то на просторах нашей необъятной родины, в одном из сотен крошечных поселков, в доме у трассы живет одинокая старушка (Сусанина). пока рядом работал продуктовый магазин, к ней, закупившись водкой и закуской, постоянно заглядывали остановившиеся на «привал» дальнобойщики. Бабушка нарезала им колбасу, разливала горячительное по стопкам, сама опрокидывала одну-две и уходила спать с домашней курицей под мышкой. А потом закрылся магазин, оставив бабушку без «клиентов», рабочие обрезали провода, оставив бабушкин дом без света, курицу пустили на суп. Каждую ночь бабушке снится покойный муж, который при жизни ее поколачивал, а после смерти якобы раздает указания, и их надо беспрекословно выполнять – тут-то и начинается сказка. Ложь, но в ней намек.
Выделяется фильм не только содержанием, поднимающим очередные «проклятые вопросы», но и формой – и кинематографичной, и одновременно максимально подходящей под в целом психоделическую полуреальную атмосферу происходящего в кадре. Поделенный на главы – связанные сквозным сюжетом, но все равно вполне самостоятельные – «Керосин» снят как антология русских народных сказок-страшилок. Про Курочку Рябу, про Лихо, про Ивана-дурака, про живую и мертвую воду. Которые в реальной жизни рифмуются с бытовыми страхами и то ли вымышленными, то ли реальными событиями. Хоть и живописно оформленные в этакие зарисовки-присказки, возможно, привидевшиеся героине, так же как видится ей мертвый супруг (игравший у Разыкова в «Турецком седле» Валерий Маслов), эти истории про курочку, про поросенка, про дочку и внучку, про встречу с олигархом, про цистерну керосина и про то, что все будет хорошо, оставляют после себя гнетущее ощущение.
Пересказывание народных преданий – дело благодарное, тем более что с годами присказки не только не теряют своей актуальности, а еще больше подтверждают мудрость предков. А уж в декорациях села смотрятся как влитые. Другое дело – разглядеть во всем этом не только социальный месседж, но и художественную ценность, не подменяя чистую линзу фильтром и не заливая кадр глянцем. Суровая правда жизни превалирует над сказочной иносказательностью, и если уж и относить «Керосин» к жанру мифического реализма, то все-таки с ударением на реализм. Юсуп Разыков из тех режиссеров, что говорят тихо и снимают между строк, но и слышно хорошо, и прочитать нетрудно.
Умирание деревни и одиночество пожилой женщины, натерпевшейся в молодости и не нашедшей никакого покоя в старости, – в сказки в России верят только глупцы. Фантастической органики актриса Елена Сусанина в кадре почти не говорит, но существует с максимальной степенью достоверности. Да и выстроенный мир вокруг нее – простой, не требующий бюджетных затрат, но слишком хорошо узнаваемый, красивый в своем распаде. Который интересно разглядывать, но жить внутри невозможно – только умирать.
комментарии(0)