0
7021
Газета Кино Печатная версия

12.03.2020 18:19:00

Юлиана Слащева: "от "СТС Медиа" к "Союзмультфильму" и Киностудии имени Горького"

Медиаменеджер уверена, что в ближайшие 10 лет Россия войдет в число ведущих анимационных держав

Тэги: культура, юлиана слащева, интервью


культура, юлиана слащева, интервью Фото о официальной страницы в Facebook

Несколько лет назад на киностудии «Союзмультфильм» начались масштабные изменения, которые должны вывести его на новый уровень. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана СЛАЩЕВА рассказала корреспонденту Эдуарду ЧУМАКОВУ о перспективах российской мультипликации, а также о том, как изменится еще один важный для отечественной культуры объект – Киностудия имени Горького.

Юлиана Юрьевна, у «СТС Медиа» интересная история директоров. Создавали сеть лауреаты Emmy Сергей Скворцов и Павел Корчагин, потом появился совершенно нетелевизионный на тот момент Роман Петренко, за ним украинский телепродюсер Александр Роднянский… А в 2013-м вдруг назначили вас, не самую очевидную кандидатуру – почему?

– На мой взгляд, это было случайностью. Тогда я была президентом и генеральным директором крупнейшего российского агентства стратегических коммуникаций «Михайлов и Партнеры», где отвечала за планирование и реализацию крупных российских и международных проектов. Мы занимались PR, рекламой, в том числе телевизионной, но все это происходило, так сказать, по другую сторону экрана. Телевидение – особый мир, и только особый тип людей может там работать. Я была единственным «нетелевизионным» претендентом в лонг-листе из 12 кандидатов на позицию директора. Там были руководители и заместители руководителей холдингов, люди из телевизионного продакшена… Но, видимо, акционеры тогда посчитали, что нужен человек с другими компетенциями, не обязательно из отрасли. Вероятно, тогда «СТС Медиа» была нужна не телевизионная стратегия, а план действий, направленный на реорганизацию компании с максимальным сохранением выручки и прибыли.

Что вы считаете своей главной заслугой на СТС?

– Безболезненное превращение американской публичной компании в частную российскую. Это очень большая перестройка всех акционерных, юридических, финансовых процессов. В американской публичной компании все устроено совершенно по-другому: и совет директоров, и финансовая отчетность, и юридическая служба. Превращение в частную российскую компанию – очень серьезная трансформация. Нужно было полностью сменить, как я это называю, mindset – то есть образ мышления людей, их представление о будущем компании. И мне кажется, нам с командой это тогда удалось. Кроме того, мы избежали всех возможных международных судов, что было крайне непросто.

«Союзмультфильм» тоже был вызовом?

– Вызовом, именно так. Я часто шучу, что после СТС «Союзмультфильм» был своего рода дауншифтингом: и статусно, и по финансовой составляющей, и по размеру компании. Однако такой шанс в жизни дается один раз. Или – или: или получится «Союзмультфильм» вытащить из полного кризиса, или он погибнет. Владимир Мединский, занимавший в то время пост министра культуры, сказал мне тогда: «Я считаю, что это практически невозможно, но хотел бы, чтобы вы попробовали».

Здесь нужно сделать ремарку, что, еще работая на СТС, я бывала на «Союзмультфильме». Мы тогда планировали запуск детского телеканала, и я рассматривала вариант партнерства со знаменитой студией. Но, приехав на «Союзмультфильм», пришла в ужас от увиденного: старое здание – пристройка к храму, где студия просуществовала десятки лет, находилось в аварийном состоянии, директор не очень ориентировался в происходящих процессах, а оставшиеся в штате немногочисленные художники предпочитали работать из дома. Нужно ли объяснять, почему тогда был заключен договор не с «Союзмультфильмом», а с Dreamworks?

Прошло время, и в день моего фактического ухода из «СТС Медиа» мне позвонил Владимир Мединский и пригласил на встречу. Я приехала и услышала практически вызов: «Вы видели студию: я думаю, ее спасти невозможно, но, может быть, у вас получится?» Я попросила три месяца на размышление и на отдых и думала, что тем временем эта история забудется, однако Владимир Ростиславович, будучи человеком системным, вернулся к вопросу в сентябре. Некоторое время ушло на то, чтобы определиться с моей должностью. Я не хотела быть директором, поскольку это накладывает ряд обязательств, в том числе по ведению бизнеса, собственности, а соответствующую зарплату мне тогда на «Союзмультфильме» предложить не могли, ведь студия фактически была банкротом, закончив 2016 год с балансом в минус 30 миллионов. Поэтому мы искали форму, при которой у ФГУП (федерального государственного унитарного предприятия) мог бы появиться руководитель другого уровня, не гендиректор.

Не гендиректор, то есть не госчиновник?

– Именно так. В итоге, проанализировав практику других студий – «Мосфильма» и «Ленфильма», меня назначили председателем правления «Союзмультфильма». Получив карт-бланш, я начала свою работу со смены команды, пригласила нового директора – Бориса Машковцева, человека из отрасли, которого знают многие. Из прежнего творческого состава осталось человек пять, при этом мне удалось даже вернуть некоторых звезд анимации, уволенных предыдущим руководством. Так, например, сейчас на «Союзмультфильме» вновь работает лауреат множества международных премий, член оскаровского комитета Михаил Алдашин – как креативный продюсер он курирует блок авторской анимации, и в том числе благодаря ему за последние три года сделано много удачных фестивальных короткометражных фильмов. У нас также работает знаменитый в анимационном мире Игорь Ковалев, один из создателей студии «Пилот». В 90-е годы Игорь, как и множество других аниматоров, уехал за границу, в США, где участвовал в создании знаменитых проектов – «Симпсоны», «Настоящие монстры», «Ох уж эти детки!» и др. Спустя десятилетия он вернулся, работал сначала на анимационном проекте у Тимура Бекмамбетова, а потом мы пригласили его на обновленный «Союзмультфильм». Приход Ковалева был знаковым – на студию, ориентируясь на его имя, пришло множество талантливых авторов.

В 2017 году студия переехала в новое здание, где аниматоры начали работу на новом оборудовании в технически оснащенных помещениях.

За прошедшие три года мы совершили действительно колоссальный рывок, создав на месте руин современный технопарк площадью 6000 квадратных метров, где работают сразу несколько студий. Еще три года назад не было ни одного проекта, а сейчас «Простоквашино» и «Оранжевая корова» входят в топ-10 самых рейтинговых мультсериалов, согласно данным Mediascope. Для анимации, где производство длится в разы дольше, чем в кино, это фантастический результат. При этом у нас есть все техники: кукольная анимация, пластилиновая, рисованная, 3D. Сейчас мы начали эксперименты по созданию мультсериала на игровом движке – это мировой тренд.

Мы выплатили колоссальный долг по авторским вознаграждениям – более 23 миллионов рублей, а суммарный оборот денежных средств составил более миллиарда рублей, из которых половина – коммерческая выручка студии. В ближайшие недели мы заключим соглашение со Сбербанком – впервые на анимационный рынок в России приходит такой крупный инвестор, а это значит, что в отрасли видят огромные перспективы. Я думаю, при существующем темпе роста рынка в ближайшие 10 лет мы войдем в топ анимационных держав. Анимация сейчас нужна везде – в образовательных программах, для различных способов современных коммуникаций, в медицинских технологиях и др.

– Как вы получили, скажем так, контракт – заказ на Киностудию имени Горького?

– Это опять тот случай, когда я не искала новых задач. Владимир Мединский попросил меня войти в совет директоров Киностудии Горького. Я пришла и стала задавать вопросы тогдашнему генеральному директору. В итоге после двух заседаний мне было предложено руководить киностудией. Я тогда скорее как шутку это восприняла, но вскоре поступило официальное предложение из Министерства культуры.

Что для вас эта новая работа – расширение пространства?

– Это новый кейс по разрешению кризисной ситуации. Благодаря «Союзмультфильму» у меня уже есть опыт. С Киностудией Горького ситуация, конечно, несколько иная – она не банкрот, но все заработанные средства «проедает», не вкладывая в развитие. Студия досталась нам в крайне ветхом состоянии – первостепенные задачи здесь связаны с ревизией активов и реконструкцией зданий, которые, как и в свое время на «Союзмультфильме», находятся в аварийном состоянии. У знаменитого главного входа просто нельзя находиться – это опасно, конструкция может обрушиться.

Сейчас мы готовим новую стратегию развития – после проведения ремонтных работ будем создавать на базе Киностудии Горького креативный кластер, который станет производить не только художественное, документальное и научно-популярное кино, но и веб-сериалы, и прочий контент для интернета – образовательный, развивающий. При этом при киностудии будет создана киношкола для младших и профильные курсы для более старших ребят. Это позволит нам выращивать собственные креативные кадры.

По текущим планам мы должны через семь лет добиться паритета в доходах от профильной деятельности, то есть от кинопроизводства, и от аренды кинопроизводственного комплекса. Сегодня это 96% на 4% в сторону аренды. Уже через пять лет это соотношение, по нашим расчетам, должно быть в пропорции 70 на 30, а через семь лет – 50 на 50. Если мы будем двигаться так же планомерно, то спустя десятилетия на месте Киностудии Горького вырастет огромный креативный технопарк с собственными «жителями» и экосистемой. С каждым годом потребляется все больше видеоконтента в разных его форматах, поэтому развитие в отрасли подобного производства мне видится крайне перспективным с экономической точки зрения. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2371
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1870
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
4389
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6679

Другие новости