«Лиса» – картина о жизни в таких районах Канады, которые могут впечатлить даже обитателей российской провинции. Кадр из фильма
Как правило, «Оскар» – это ярко, зрелищно, массово: рассчитано на широкий прокат и кассовый успех. Таково большое кино, приезжающее за наградами академии. Но Голливуд не был бы Голливудом, если бы во главу угла ставились только шаблонные представления о Киноакадемии. Вот и сейчас то, что, несмотря на разбушевавшийся коронавирус, предстоит увидеть российской публике, отмечено истинно голливудским подходом.
Пять значимых короткометражных фильмов, отмеченных вниманием академиков, объединены в один большой показ. Более того, они, будучи отдельными работами разных режиссеров из разных стран, вместе представляют словно бы некий единый фильм, снятый из пяти новелл. Поразительным образом они кажутся некой единой картиной, неким заданием, полученным режиссерами от одного и того же продюсера: «Нужны пять историй, пять разных судеб, пять разных стран, пять проблем, о которых хочется рассказать и которые захочется обсудить после просмотра».
Фильмы, которые, к слову, никак на деле не связаны между собой (кроме признания академиками безусловных их достоинств), получились сильными, заставляющими задуматься, сопереживать – и постараться предостеречь кого-то близкого, родного, дорогого, а может быть, и себя самого. В этих небольших киношедеврах есть все то, что ни за что не пожелаешь ни себе, ни своим близким, ни даже своим врагам.
«Кийто», режиссер Барнаби Блэкбёрн, Великобритания. Попавший в тюрьму в благополучной Англии 18-летний чернокожий мальчишка, отбыв наказание и пытаясь наладить жизнь, далекую от прошлых «приключений» и бывших друзей, наивно ведется на «честное» деловое предложение богатого белого, в итоге приводящее мальчика к катастрофе, из которой ему уже не выбраться. Фильм – предупреждение подросткам и их родителям о том, что в каждом случайно встреченном не обязательно видеть только друга, готового помочь. Любой такой «друг» может оказаться «вдруг». И фраза из Библии «Встань и иди!», сказанная не очень приспособленной к жизни матерью, не обязательно приведет сына, которым она «гордится», к добру. (Излишне наигранная патетическая фраза «Я горжусь тобой», повторенная несколько раз, – пожалуй, единственная претензия к фильму.)
А в благополучной (по мнению большинства) Канаде, оказывается, бывают такие районы, от которых может стать жутко не только тамошним аборигенам, но и видавшим виды жителям наших удаленных от центральных трасс поселков. Там рождаются дети, которые уже годам к 8–10 не нужны никому, даже самим себе, и которые начинают искать, чем бы себя занять. В момент очевидной и неминуемой беды рядом не оказывается никого, и вспомнившие о том, что они дети, что они чьи-то дети, маленькие беспризорники при живых родителях закричат о помощи, которая, увы, не придет. Потому что там вот такая жизнь, к ней привыкли. В бедном плохом районе благополучной богатой Канады. Фильм «Лиса» снял канадский режиссер Джереми Комте, чье детство прошло в такой же дикой канадской глуши в таких же опасных приключениях.
Про жизнь малыша, оказавшегося меж двух домов после развода родителей, меж двух характеров, меж двух судеб со своей, отдельной судьбой, снят анимационный фильм «Выходные» (режиссер Тревор Химинес). Благополучный, духовно и материально богатый дом в городе, где живет отец, и не столь обеспеченный деньгами, но богатый внутренне дом в пригороде, где обитает мать. Малыш, вынужденный путешествовать туда-сюда, купающийся в море любви и одного, и другого родителя. Но все ли так безоблачно и так просто и понятно, как кажется?..
«Мексиканская» лента «Вне рая», снятая в США режиссером Джианной Маартен, рассказывает о жизни в провинции на границе с США (близость прекрасной, но все менее доступной страны показана несколькими штрихами). Жизнь в небольшом городке понятна и предсказуема – никакой радужной перспективы нет практически ни у кого. Всем заправляет некая банда, в подчинении которой и стар и млад. Выхода два: подчиниться или бежать. Просто жить на своей земле, на земле своих предков, ходить в школу, любить, думать о будущем нельзя – судьбу всех и каждого решают бандиты. И нет этому конца, судя по длинному списку подлинных жертв, представленному в конце фильма. Этот скорбный лист – лишь очевидная верхушка айсберга того, что с собой несут банды, в планы которых втянуты все – от мала до велика, – и отнюдь не всегда добровольно.
Как провести время с семьей, если старшие в ней – неонацисты из депрессивных американских штатов? Развлечения маленького героя фильма разнообразны и пугающи. Поездки на дивной красоты озера с пьяными родителями и их друзьями, чьи тела практически полностью покрыты расистскими и нацистскими татуировками (это и есть «истинная» красота, которую впитывает совсем еще маленький мальчик, увлеченный изучением змей, коих полно вокруг). Стрельба практически с младенчества – стреляют вроде по банкам и арбузам, но представляют вместо них явно другие мишени, одушевленные. Любящий, но совершенно инфантильный отец-идиот придумал сумасшедшее развлечение для малыша – наследника своих идеалов и жизненных представлений. Гонки по сельской местности на диване, привязанном к грузовику... Мать – такая же инфантильная, с твердыми нацистскими убеждениями молодая белая американка, очень полная и жутко вульгарная. Она иногда пытается сдерживать воинственный дух отца (правда, не очень настойчиво).
Все заканчивается трагедией, но сюжет закручен настолько лихо, что предсказать, как именно и что именно произойдет, совершенно невозможно.
Таков фильм «Кожа» режиссера Гая Нэттива, прочитавшего историю отца-неонациста в газете New York Times.
Все пять работ, которые можно увидеть в кинотеатрах начиная со вчерашнего дня, достойны самых высоких похвал. И, безусловно, зрителя – думающего и небезразличного.
комментарии(0)