0
4467
Газета Кино Печатная версия

18.02.2020 19:23:00

Не свисти, денег не будет. Герои румынского фильма общаются на языке звуков

Тэги: румынское кино, свистуны, жанр, корнелиу порумбойю, кинокритика


румынское кино, свистуны, жанр, корнелиу порумбойю, кинокритика В фильме «Свистуны» режиссер жонглирует страницами из энциклопедии кино, словно воскрешая забытый жанр. Кадр из фильма

«Свистуны» румынского режиссера Корнелиу Порумбойю участвовали в основном конкурсе Каннского фестиваля, но в итоге остались без призов. Это, к счастью, не помеха российскому прокату.

Румынское кино так называемой новой волны в нашей стране любят и смотрят, но не массово – в рамках фестивалей и прочих спецпоказов. Так что появление новой работы одного из главных представителей этого движения в формате широкого кинотеатрального показа – само по себе событие. Тем более что Порумбойю – автор даже в рамках этой самой румынской волны примечательный, из раза в раз выдающий фильмы удивительные, даже парадоксальные, разрушающие канон и без того неканонического кино.

«Свистуны» – стремительная криминальная трагикомедия, смешивающая «высокий» нуар с «низким» жанром телевизионных детективных экшенов, цитирующая классику и между тем невероятно зрительская по своей форме. Главный герой Кристи (Влад Иванов), не отличающийся честностью и профессиональной чистоплотностью полицейский из Бухареста, на свою беду заводит темные дела с мафией и вынужден бежать от своих же коллег, объявивших на него охоту.

Скрываться ему предстоит на одном из островов Канарского архипелага под названием Гомера – до прихода испанцев в XV веке его населяли гуанчи, оставившие в качестве своего наследия язык сильбо, полностью состоящий из свиста. Такого громкого, что им переговаривались горные пастухи, избегая искажения звуков эхом. Такого непонятного и легко принимаемого за пение птиц, что он идеально подходит для шифрованных сообщений, которыми обмениваются преступники. Овладеть сильбо предстоит и Кристи, которого на острове встречает роковая женщина Гильда (Катринель Марлон), навсегда завладевшая его сердцем еще в Бухаресте, после их единственного страстного конспиративного свидания, а также ее суровые подельники. В обмен на безопасность Кристи должен будет помочь им раздобыть деньги, о месте нахождения которых знает только уже сидящий в тюрьме бандит.

Многослойная интрига закручивается в прямом и переносном смысле со свистом. Кристи, неприметный человек с непроницаемым лицом, покорно учится правильным образом засовывать один палец в рот, поджимать губы и выдавать пронзительные звуки, складывающиеся в переливчатые трели – слова и предложения. Уже одно это делает картину Порумбойю ценным антропологическим документом, в художественной форме фиксирующим уникальную уходящую натуру. Параллельно разворачивается детективно-криминальная история про поиски своеобразного клада (герои Порумбойю и раньше искали спрятанные деньги – в фильме «Сокровище» 2015 года) – и тут хватает перестрелок, поножовщины, полицейского и бандитского беспредела.

Кровь льется без всякой цензуры, герои стремительно перемещаются с одной локации в другую. Под звуки не только художественного свиста, но и оперных арий, звучащих то в затрапезном отеле (якобы ради культурного просвещения постояльцев), то на финальных титрах в декорациях футуристического парка искусственных деревьев в Сингапуре – и то, и другое максимально психоделическое зрелище. Но вполне в духе Порумбойю, который не забывает вкладывать в уста своих персонажей, если уж они решают переговорить, до смешного серьезные диалоги и язвительные комментарии. Тем самым будто напоминая зрителю, что кино он смотрит все-таки румынское – как правило, скупое на визуальные изыски, но богатое по части разговоров.

«Свистуны» не пытаются быть близкими к реальности, напротив, это подчеркнуто выдуманная, утрированная история, наполненная отсылками к классике – от фильмов с Хамфри Богартом до хичкоковского «Психо», главную сцену которого (ту самую, с душем и ножом) тут виртуозно пародируют, от вестерна «Искатели» с Джоном Уэйном, который смотрят герои на очередной тайной встрече, до румынского телевизионного сериала про комиссара Миклована. Все это – своеобразные подсказки к фильму, его зеркальные отражения, те кирпичи, из которых складываются и образы персонажей, и фабула, и визуальный ряд. Порумбойю жонглирует страницами из энциклопедии кино, словно воскрешая какой-то давно забытый жанр на стыке авторского и коммерческого. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путешествие в мир юности Достоевского

Путешествие в мир юности Достоевского

Георгий Соловьев

В Подмосковье впервые прошел масштабный фестиваль, посвященный творчеству писателя

0
18166

Другие новости