Триумфаторы «Оскара». Фото Reuters
Вручение главной кинопремии года завершилась неожиданно – приз за лучший фильм года достался южнокорейской картине «Паразиты». Картина Пон Чжун Хо с самого начала была фаворитом, правда, совсем в другой категории. После победы на Каннском фестивале она стала хитом проката (причем не только на родине в Южной Корее), а позже завоевала и «Золотой глобус», и премию BAFTA как лучший иностранный фильм – именно в этой номинации ей прочили «Оскар». Так и вышло, правда, помимо звания «Лучшей международная лента», южнокорейское кино внезапно выиграло статуэтки еще и за лучший оригинальный сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм года. Последнее случилось на «Оскаре» впервые – фильм на иностранном языке никогда еще не получал главный приз Американской киноакадемии.
Соперники были, как никогда, сильные: в главной номинации «Паразиты» обошли «1917», «Однажды в… Голливуде», «Ирландца», «Джокера», а Пон Чжун Хо соревновался с Мартином Скорсезе, Сэмом Мендесом, Квентином Тарантино, Тоддом Филлипсом. Победителей не судят, а о вкусах не спорят, как и о том, какой фильм смотрелся бы достойнее и заслужил выигрыш больше. Безоговорочной победой «Паразитов» нынешняя церемония «Оскар» по крайней мере изменила ход кинематографической истории, подарив весьма ощутимую надежду кинематографистам всего мира. Возможность оказаться номинантом и победителем в любой категории отныне не просто прописанное правило, но прецедент.
В остальных номинациях подобных сюрпризов не случилось. Актерские премии, как и ожидалось, получили Хоакин Феникс, собравший в текущем наградном сезоне за роль в «Джокере» весь «букет» статуэток в этой номинации и произнесший со сцены еще одну социально значимую речь о необходимости заботиться о планете, и Рене Зеллвегер, сыгравшая в фильме «Джуди», биографической ленте о жизни Джуди Гарленд. За роли второго плана наградили Брэда Питта («Однажды в… Голливуде») – для него этот «Оскар» стал первым актерским, и Лору Дерн («Брачная история»).
Так и не выпущенный в российский прокат, номинированный на шесть «Оскаров» сатирический фильм Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» – о мальчике, который заводит себе воображаемого друга Адольфа Гитлера, – победил в категории «Лучший адаптированный сценарий». Остальные претенденты на главный приз, за исключением разве что «Ирландца» Скорсезе – впрочем, мэтра Американская киноакадемия игнорировала в большинстве случаев, – получили как минимум по одной награде в разных номинациях. «Однажды в… Голливуде» принес победу художницам-постановщицам Барбаре Линг и Нэнси Хэй, «Маленькие женщины» Греты Гервиг – дизайнеру костюмов Жаклин Дюрран, «Форд против Феррари» наградили за звуковой монтаж (Дональд Сильвестр), «1917» – за сведение звука (Марк Тейлор и Стюарт Уилсон). Картине Сэма Мендеса удалось победить еще в двух категориях – за лучшие визуальные эффекты (Гийом Рошрон, Грег Батлер и Доминик Туи) и операторскую работу (Роджер Дикинс). И в том, и в другом случае с «1917», пожалуй, действительно трудно соревноваться.
Лучшим полнометражным документальным фильмом стала «Американская фабрика», лучшей документальной короткометражкой – «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)». Лучшим игровым короткометражным фильмом признано «Окно напротив», анимационным – «Волосатая любовь». «Оскар» как лучший полнометражный мультфильм получила «История игрушек 4» – в этой номинации у студии Pixar уже давно нет конкурентов.
Череду предсказуемых побед оживила музыкальная часть церемонии, в которой также не обошлось без сюрпризов. На сцену вышла российская джазовая певица Анна Бутурлина, озвучившая героиню мультфильма «Холодное сердце 2». Вместе со своими коллегами из других стран она спела строчку из номинированной песни – одну, но зато на русском. Победила в итоге композиция (I’m Gonna) Love Me Again из фильма «Рокетмен» – и это еще один приятный бонус церемонии, ведь и петь, и получать награду на сцену поднялся сам автор, сэр Элтон Джон (во втором случае со своим неизменным соавтором Берни Топином). Награду за лучший саундтрек получила Хильдур Гуднадуоттир, написавшая музыку к «Джокеру».
Впрочем, об эффектных выступлениях российской певицы и Элтона Джона все-таки было известно заранее, а вот появление на оскаровской сцене Эминема стало неожиданностью для всех присутствующих. Репер, 17 лет назад получивший «Оскар» за песню к фильму «8-я миля», впервые спел ее на церемонии только в этом году – зал аплодировал стоя. Так же встречали и Билли Айлиш, чье выступление было заявлено, но без конкретики – в итоге певица, ставшая за последние пару лет музыкальной сенсацией, спела Yesterday группы Beatles во время обязательной оскаровской «рубрики» In memoriam (в ней вспоминают умерших в прошедшем году кинодеятелей). Получилось неожиданно, но эффектно и в чем-то символично – в 2021-м Билли Айлиш может вернуться на «Оскар» в другом статусе, так как именно ей предстоит исполнить главную музыкальную композицию из нового фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать».
комментарии(0)