Природа на экране – близкая, повседневная, страдающая от равнодушия человека. Кадр из фильма «Расправь крылья»
«Расправь крылья» режиссера Николя Ванье («Белль и Себастьян») вдохновлен реальной историей французского орнитолога и экоактивиста Кристиана Муллека. Еще в 90-е годы прошлого столетия он обратил внимание общественности на проблему уменьшения популяции перелетных гусей, связанную в том числе с увеличением количества самолетов, – и взялся за ее исправление.
Для пущего драматического эффекта Ванье, в своих картинах нередко и сам затрагивающий проблемы взаимодействия человека с природой и его губительного влияния на окружающий мир, добавил реальному Муллеку экранную семью, сделав одним из ключевых персонажей его сына-подростка – и тем самым обогатив картину еще и конфликтом поколений и прочими проблемами современной молодежи.
13-летний Тома (Луис Васкес) приезжает на каникулы к папе в деревню – родители в разводе, мама Паола (Мелани Дотей) живет с новым бойфрендом, а отец Кристиан (Жан-Поль Рув) работает орнитологом и пытается добиться разрешения провести эксперимент. Опыт заключается в том, чтобы научить гусей, чья популяция находится под угрозой исчезновения, совершать перелеты из Франции в Норвегию и обратно с целью завести потомство, поначалу следуя за человеком на дельтаплане. Начальство в затею не верит, сын не проявляет никакого интереса, увлеченный компьютерными играми, бывшая жена в целом с опаской относится к загородным каникулам ребенка в компании чудаковатого отца. Но Кристиан не сдается и идет на обман – и цель в итоге оправдывает средства. Нехотя оторвав голову от экрана, Тома вдруг увлекается разведением гусей и заражается папиной идеей – летать страшно, но птичек жалко.
Фильм «Расправь крылья» прекрасен в своей простоте. Никаких навязанных спекуляций на чувствах зрителей, вместо этого – какая-то невыносимая легкость французского бытия, да еще и снятая с высоты птичьего полета. Впрочем, за видимой простотой сюжета и отсутствием очевидно трагических его поворотов легко читается весьма серьезный авторский месседж. Не заезженный кинематографом (в этом случае скорее к сожалению), но максимально актуальный.
На экране много природы, но не той, от которой захватывает дух, а какой-то близкой, повседневной, той, которую принято не замечать в погоне за впечатляющими видами и кадрами, но которая от этого равнодушия и страдает. Озера, болота, леса, некурортные побережья и прибрежные заросли со своей богатой флорой и не менее разнообразной фауной, постепенно отстреливаемой, закатываемой в асфальт и придавленной сверху все более загруженным авиационным трафиком. Сопереживать герою, обычному современному подростку, выросшему в городе и не представляющему жизнь без гаджетов и Wi-Fi и внезапно сраженному наповал чудом рождения и взросления диких гусей, легко – чистой воды сказка про «заколдованного мальчика» Нильса, звучащая как никогда современно.
Тома тоже отправляется в путешествие с пернатыми, и его юношеского максимализма и бесстрашия хватает на то, чтобы продолжать миссию даже тогда, когда в оставшихся на земле взрослых рационализм, страхи и прочие (кое-где даже правовые) преграды убивают мечты о светлом будущем. И вот уже сам Кристиан, зачинщик всего эксперимента, готов сдаться и подрезать птицам крылья – но его сын, еще вчера сидевший, уткнувшись бледным лицом в монитор, сегодня, обгоревший и обветрившийся на солнце, уводит стаю в небо. В финале звучит расхожая присказка про то, что Землю мы получаем в наследство от родителей и берем взаймы у детей. Вроде бы банально, но кто об этом думает? А меж тем именно детям ее «латать» – некоторые, если вспомнить про Грету Тунберг, уже начали.
комментарии(0)