0
15867
Газета Кино Печатная версия

22.12.2019 18:57:00

"Союз спасения" никого не спасет

В «блокбастере года» власть - человечная, а декабристы - сами виноваты

Тэги: кинопремьера, союз спасения, декабристы, кинокритика


кинопремьера, союз спасения, декабристы, кинокритика В первую очередь «Союз спасения» впечатляет костюмами, подбором актеров и размахом. Кадр из фильма

На экраны 26 декабря выходит фильм «Союз спасения», который его создатели анонсируют как «блокбастер года». Замысел «Союза спасения» появился у директора Первого канала Константина Эрнста и продюсера Анатолия Максимова шесть лет назад, в 2013 году. Как сказал Эрнст на премьере картины, о декабристах в нашей стране знают все, но, по сути дела, не знает никто: «Псевдоромантическая каша не соответствует вообще ничему. Мы увидели все по-другому, надеюсь, очень правдиво и реалистично».

Для реализма понадобился огромный бюджет, по слухам, около миллиарда, по официальным данным – 700 млн руб. Размах мощный, съемки величественные, локаций много, персонажей еще больше, актеры сплошь известные. Художнику по костюмам и мастерам грима можно хоть сейчас вручать «Золотого орла», справились на славу. Сложнее с самими декабристами.

Главных сыграли Леонид Бичевин (Сергей Муравьев-Апостол), Антон Шагин (Кондратий Рылеев), Максим Матвеев (Сергей Трубецкой), Иван Янковский (Михаил Бестужев-Рюмин), Павел Прилучный (Павел Пестель). Больше других не повезло Ивану Янковскому, его роль так искромсана, что остались лишь мелкие осколки эпизодов, из которых внятный образ не складывается, не получается. Остальные вроде все время действуют, говорят какие-то пылкие речи, демонстрируют эмоции, проникнуться которыми трудно, потому что собственной связной истории ни у кого из них нет.

Продюсеры – а именно они являются подлинными идеологами и авторами проекта, – вместе со своим исполнительным режиссером Андреем Кравчуком, похоже, решили упразднить привычный образ благородных, безрассудных, отчаянно смелых молодых людей, которые были равно готовы рискнуть и выиграть, проиграть и погибнуть. Их надежды, что «Отчизна вспрянет ото сна», говоря словами Пушкина, тут вполне очевидно подвергнуты сомнению и порицанию.

Можно предположить, что авторам ближе другой взгляд, высказанный в письме философа Петра Чаадаева декабристу Ивану Якушкину, когда он отбывал ссылку: «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими молодыми людьми, между трубкой и стаканом вина». По крайней мере в начале «Союза спасения» нам показывают собрания этих молодых, блестящих, образованнейших людей своего времени, создавших тайные общества по спасению государства, желающих ограничить монарший беспредел и отменить крепостное право, как беспечные гулянки самонадеянных и амбициозных, довольно-таки бестолковых глупцов, готовящих дикую и опасную авантюру. Однако же Чаадаев и другие современники декабристов, пытавшиеся понять причины трагической неудачи и подвергавшие сомнению их право на решительные действия, не приходили все же к выводу, что права была власть. Не хвалили императора, что казнены всего пятеро, а не более сотни заговорщиков.

«Союз спасения» своих зрителей к таким выводам направляет уверенной рукой. Попутно стараясь столкнуть с пьедестала любимый фильм нескольких поколений – «Звезду пленительного счастья» Владимира Мотыля. Сейчас про него часто говорят даже с некоторым пренебрежением: «ну это же не о декабристах, а об их женах». Мотылю, как давно и верно замечено, отношение к декабристам подсказал Пушкин, что видно даже из названия.

Что касается жен, то вот что писал знаток декабристской эпохи, историк Натан Эйдельман: «Они ведь не рисовались, когда говорили, что не видят особенного подвига в том, чтобы последовать за мужьями в Сибирь, труднее было не ехать за любимыми людьми!» В «Союзе спасения» выдуманный персонаж Анна Бельская (Софья Эрнст), якобы возлюбленная Сергея Муравьева-Апостола, едет со специально для него добытой подорожной грамотой, чтобы он мог бежать после 14 декабря от расправы. Муравьев-Апостол еще не готов отказаться от своих намерений совершить в стране переворот. И Анна покидает любимого со словами: «Я ехала к вам, а вас тут нет». То есть решительно и быстро отказывается от государственного преступника.

И еще. Тот же Натан Эйдельман в рецензии на «Звезду пленительного счастья», вышедшую на экраны почти 45 лет назад, отмечает многие неточности и даже откровенно выдуманные эпизоды, где власть рисовалась чрезмерно грубой и жестокой. Пишет, что авторам, видимо, так было надо, чтобы напомнить о том, «что всякие политесы и дворянские привилегии – только крохотные островки, легко захлестываемые штормами произвола».

В «Союзе спасения» авторам отчего-то понадобилось обратное – власть очеловечить, понять и простить. А декабристы сами виноваты. Слоган фильма «Мы вышли. Нам не вернуться» со всей определенностью подчеркивает невозможность протестов. Где-то мы такое уже слышали. Случайное совпадение? Не думаю. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
2759
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
3651
"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

Наталия Григорьева

Режиссер Иван Соснин смешивает научную фантастику с социальной драмой

0
6173
Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Наталия Григорьева

Фильм из конкурса Берлинского фестиваля рассказывает историю мультикультурных отношений

0
8175

Другие новости