Стажирующегося в Москве французского студента сыграл Антон Риваль. Кадр из фильма «Француз»
В прокат выходит «Француз» Андрея Смирнова – история иностранного студента Пьера Дюрана, который в 1957 году приезжает на стажировку в МГУ, наблюдает за разными аспектами жизни в СССР того времени, влюбляется в балерину Большого театра и ищет отца. Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА расспросила Андрея СМИРНОВА о том, как он работал с выросшим во Франции исполнителем главной роли, актером Антоном Ривалем, чем сюжет «Француза» может быть интересен современному зрителю и куда движется российский кинематограф.
– При просмотре «Француза» невольно вспоминаешь картины Марлена Хуциева, Михаила Ромма, других режиссеров того времени. Вам, когда вы работали над фильмом, хотелось, чтобы у зрителя возникали именно такие кинематографические ассоциации?
– Я об этом не думал совершенно. Мне хотелось как можно лучше рассказать эту историю. Что касается черно-белого цвета, то мы сразу решили с художником и оператором так снимать. Потому что 57-й год гораздо лучше воспроизводится в ч/б, нежели в цвете, – большинство кинематографа того времени снято именно в черно-белой палитре, так что в сознании зрителя это должно лучше работать.
– Много ли пришлось объяснять про то время исполнителю главной роли Антону Ривалю?
– Он вырос во Франции, поэтому какие-то вещи для него были, конечно, непонятными. С ним много занималась моя жена, рассказывала ему в том числе про репрессии 37-го года, про то, что такое Большой террор. И он говорил поначалу: «Я все понял, кроме одного – когда приезжал «черный ворон», почему люди не звонили в милицию?» Вот так. Но я с ним не мучился на съемках, он талантливый парень. Актеры вообще – моя радость, да и вся группа собралась исключительная, очень профессиональная. Атмосфера на площадке была в целом почти праздничная – мы делали что-то особенное, так что от начала до конца это была не столько работа, сколько удовольствие. И артисты всегда чувствуют эту атмосферу, она на них сказывается.
– Правда ли, что работа над «Французом» заняла немало времени?
– Ранний замысел появился, когда я заканчивал снимать фильм «Жила-была одна баба». Все начиналось с персонажа, которого играет Балуев, а потом возникло ощущение, что в этом сюжете нужен какой-то свежий, непредвзятый взгляд на советскую реальность. И для этого очень годились французы. И я во Франции встретился как минимум с десятком французов, которые когда-то были в Советском Союзе на стажировке. Почти все они – выдающиеся слависты, разговоры с ними мне очень много дали. Например, сцена с вырванным из стены динамиком с прослушкой – подлинный случай. И газета с гнусной статьей про французов – подлинный текст, я нашел эту газету от апреля 58-го года. Так что в фильме очень много реального, но чтобы собрать все это, нужно было время. Сценарий я закончил в 2014 году, за полтора часа до Нового года. В 2015 году появились спонсоры, в конце 2015-го мы запустились, в мае 2016-го должны были начать снимать. Но 12 марта мне стукнуло 75 лет, а через четыре дня после этого лопнул банк, в котором были спонсорские деньги, а заодно все то, что мы с женой заработали за 40 лет. Вот так, имея четырех детей и двоих внуков, я остался ни с чем. Вернуть ни копейки не удалось, группу пришлось распустить – конечно, ни о каких съемках не могло быть и речи. И только через полтора года после этого появились новые спонсоры, и в конце 2017 года мы запустились, а июне 2018-го – закончили.
– Ваш фильм снят без государственной поддержки. Российское кино должно становиться независимым?
– Насколько мне известно, у нас сейчас выходит очень много картин, которые сделаны без участия государства, – и это прекрасно, по-моему. Еще надо, чтобы кинотеатры забрали те, кто производит кино. Как в Америке, где люди получают нормальные доходы от кинематографа, потому что большинство кинотеатров принадлежат тем, кто непосредственно работает в Голливуде. А у нас кинотеатры забирают себе 50% от сборов – почему?
– Возвращаясь к разговору о сюжете фильма – перекликается ли эта история с сегодняшними событиями? И смогут ли современные зрители увидеть эти возможные переклички?
– Мне трудно об этом судить, потому что основной зритель сегодня – это молодая парочка, которая заходит в кинозал с ведром попкорна и бутылкой колы. Пойдет ли эта публика смотреть эту картину, я не знаю. Покажет время.
– Зачем молодой публике смотреть фильм «Француз»?
– Наша картина – это о том, как люди в России прожили XX век. Тема, заслуживающая размышления, потому что хвост советской власти никуда не делся. Мы живем в реальности, в которой худшие черты советского режима имеют обыкновение воспроизводиться весьма активно. Так что для думающей части молодежной аудитории есть смысл посмотреть этот фильм. Он может вызвать серьезные размышления о сегодняшнем дне, о том, куда мы двигаемся.
– Цензура, как элемент родом из советского прошлого и напрямую относящийся к культуре, как вам кажется, существует сегодня?
– Цензура реально существует на телевизионных каналах. Кроме того, продюсеры, которые сами вкладывают деньги в кино, конечно, тоже вводят свою личную цензуру. Но реальной государственной цензуры в кинематографе нет, и это в Конституции закреплено. И, к счастью, это понимает и нынешний министр – история с фильмом Павла Лунгина «Братство» это доказала. Высокий уровень кинопроизводства сегодня в сериалах – в один год выходят «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо!», «Обычная женщина» и другие, то есть пять-семь сериалов высокого качества. Об этом советское кино не могло и мечтать. Но надо понимать, что это снимает первое поколение молодых режиссеров, которое встало на ноги в отсутствие цензуры. А для того, чтобы реально понять, что может наш кинематограф, нужно, чтобы появились хотя бы два поколения, выросшие без террора, без КГБ, без войны, без голода. И вот тогда мы посмотрим, на что способен российский кинематограф.
комментарии(0)