0
5196
Газета Кино Печатная версия

17.10.2019 18:21:00

Страдания не юного Вертера и пр.

"Шторм" Хлебникова – драматический детектив или детективная драма?

Тэги: киносериал, шторм, борис хлебников


киносериал, шторм, борис хлебников В роли следователя Градова из отдела по борьбе с коррупцией – актер Александр Робак. Кадр из фильма

Вчера на видеоплатформе Start закончился показ первого сезона (восемь эпизодов) киносериала Бориса Хлебникова «Шторм», которому, похоже, быть главным отечественным сериальным событием года.

Киносериала не в смысле предназначенности для кинопроката, а в смысле высоты исполнения жанра. (Телесериалом «Шторму» по-любому стать не грозит – столь откровенное изображение российской действительности вкупе с наличием живой человеческой речи, органично включающей в себя мат, телеэфиру не способствуют).

Иначе, видимо, Хлебников работать не умеет – в 2003 году его «Коктебель» стал фильмом года, в 2009-м – «Сумасшедшая помощь», потом, помнится, кинокритики сломали копья из-за картины «Пока ночь не разлучит» (это когда в ресторане «Пушкинъ» реальные известные персонажи играли себя). Про недавнюю успешную «Аритмию» можно и не напоминать, а последняя хлебниковская работа – сериал «Обычная женщина» только что стал триумфатором премии ТЭФИ в номинациях «Телевизионный фильм/сериал», «Режиссер телевизионного фильма/сериала» (Борис Хлебников) и «Лучшая актриса телевизионного сериала» (Анна Михалкова).

…Даже не знаю, как определить данный жанр – драматический детектив или детективная драма. Годами видишь по федеральным каналам «бандитско-ментовское» менее удачно снятое, более удачно снятое, бывает,что и веселое («Полицейский с Рублевки»), но когда появляется такой вот «Шторм», особенно ясно понимаешь, какое до него было абсолютно придуманное фантазийное фуфло на тему.

Завязка мощная: торжественное открытие детского Дворца искусств, стремящийся в мэры местный строительный олигарх раздает интервью и ощущает себя героем дня. Пора выходить на сцену с речью, но маленькому сыну сильно приспичило в туалет, куда они, попрепиравшись, и отправляются – это их и спасает, потому что через минуту над сценой обваливается крыша, много жертв…

Не осмысление – этот эпизод уже был снят, когда случилась «Зимняя вишня», предвиденье – такое бывает с хорошей прозой.

Этот Крюков (Геннадий Смирнов) – тип беспринципный и узнаваемый, но отнюдь не чудовище: да, экспертизы куплены, прокуратура куплена, серые схемы, подставные лица, все как всегда, но с дворцом-то он не специально (как-то проговаривается: начались санкции, пришлось закупать дешевые стройматериалы. До сих пор все стояло – не первый объект, кто ж знал, что столько снегу навалит…). Пока он еще может бросить следователю в лицо постановление об аресте и захлопнуть перед его носом дверь – пока те, кто над ним, уверены в шитости-крытости всей этой истории. Что продлится недолго…

Слоган «Шторма» – «Выше правды есть любовь». Кажется, зря его обнародовали, обнажив тем самым основной замысел: зритель сам должен прийти (и приходит) к этой мысли. Как и ко многим другим – что запредельная любовь возможна не только у Гете, что одышливый, неряшливый, с лишним весом и оплывшей физиономией немолодой мужик способен на жертвенную любовь, причем не к 20-летней диве, как нынче принято, а к женщине отнюдь не юной (причем редкой, надо сказать, занозе, придирающейся ко всем по поводу и без повода. Позднее в силу определенных обстоятельств, а именно из-за лечения тяжелыми препаратами, даже запускающей в своих студентов стулья). Вот ведь оказывается, любовь – достояние не только молодых-удачливых-продвинутых-красивых (в телеэфире нам кажут только такую любовь, не так ли?).

Еще «Шторм» – про настоящую мужскую дружбу. На Start, правда, пишут, что это драма о противостоянии двух друзей – в процессе развития событий они действительно придут к противостоянию. Цитирую: «Осокин (Максим Лагашкин) работает в убойном отделе полиции, а Градов (Александр Робак) – один из лучших следователей отдела по борьбе с коррупцией. Градов расследует громкое дело о хищении денежных средств во время строительства детского Дворца искусств и намерен отправить за решетку главу строительной компании Крюкова, но узнает, что его любимая Марина (Анна Михалкова) тяжело больна. У нее смертельный диагноз: нужны срочная пересадка печени в Германии и дорогостоящее лечение».

Простенький такой пересказ, поверхностно-информативный – ну как если бы «Ромео и Джульетту», хрестоматийный пример, представить как: «Слюбились парень с девушкой, их родители против, а молодые уперлись – лучше помрем, но вместе. И покончили самоубийством».

Так вот мужская дружба: выпивают вместе, поддерживают друг друга словом и советом, перекусывают наспех в ближайшей к отделению хинкальной, делятся проблемами, дружат домами. До тех пор пока принципиальный, немногословной, с мертвой хваткой следак Градов не окажется перед выбором – продолжать оставаться таковым или во что бы то ни стало вылечить любимую женщину. Не колеблясь ни мгновения, идет на все – берет от олигарха на лапу (операция стоит 300, что ли, тысяч евро, и два, что ли, миллиона рублей надо отдать главврачу больницы, который организует немецкий госпиталь), идет на сокрытие улик, убийство свидетелей, запутывание следов… Друг, который тоже не промах, замечает неладное, проверяет легенду про деньги на операцию, якобы поступившие от фонда «Гепатит стоп»… И офигевает: «Да он полгорода из-за Марины положит!» И вот тут действительно начинается...

Это еще и история про то, что, как только дело касается своих и любимых, все принципы и убеждения заканчиваются и щепки летят только так – чужих, пусть пострадавших и правых, не жаль. Наверное, все было бы иначе, если бы Градов был одиноким сиротой, которого не за что зацепить. Или если бы он получал зарплату, позволяющую оплатить дорогую операцию за рубежом. Или если бы у нас в стране была достойная медицина с развитой трансплантологией... Получается, не мы такие – жизнь такая?..

«Шторм» – глубокое, многослойное, честное кино, честное по максимуму, в эталонном смысле слова, кино про нашу жизнь как она есть. Один из вердиктов, уже вынесенных кинокритиками, – в сериале нет положительных героев. Как будто бы они есть в природе! Плохие хорошие и хорошие плохие – это же классика («ищи в добром, где он злой» и т.д.): как-то даже неудобно повторять аксиому, что в человеке равно присутствует хорошее и плохое, а вот что перевешивает в разных ситуациях – и что способствует этому перевешиванию – другой разговор… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 27-30 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 27-30 ноября в зеркале Telegram

0
12936

Другие новости