После неудачи с домом мечты Бернадетт прячется от мира за темными очками. Кадр из фильма
Новый фильм Ричарда Линклейтера «Куда ты пропала, Бернадетт?» – экранизация одноименного эпистолярного романа-бестселлера американской писательницы Марии Семпл. Вымышленной и почти фантастической истории, которая в реальной жизни, однако, была бы вполне достойна книги из серии «Жизнь замечательных людей». Режиссер превращает книгу, состоящую из множества писем и прочих документов, в биографию выдающейся женщины в не самый выдающийся период ее жизни – и одновременно в бенефис актрисы Кейт Бланшетт, сыгравшей главную роль.
В юности Бернадетт Фокс (Бланшетт) проектировала экологичные особняки и превращала кучи мусора в дизайнерские элементы декора. Визитной карточкой должен был стать «Дом 20 миль», полностью выстроенный из материалов, найденных и добытых в радиусе 20 миль от места строительства. Но землю внезапно выкупил какой-то жадный телемагнат. Дом мечты так и остался мечтой, а сама она, выйдя замуж за успешного программиста, работающего на Microsoft (Билли Крудап), и воспитывая дочку-отличницу, на следующие 20 лет перебралась в полуразрушенную виллу в пригороде Сиэтла и ушла в депрессию, агорафобию, затворничество и непреходящий нервный срыв. Дом зарастает ежевикой, а сама Бернадетт прячется от мира за темными очками, складирует выписанные разноцветные таблетки в прозрачную банку (это и правда красиво), делает покупки через Интернет, отправляя списки и описания своих горестей помощнице Манджуле, которая живет где-то в Индии, изредка выбирается на улицу. Встретить Бернадетт можно или внутри какой-либо из многочисленных архитектурных достопримечательностей Сиэтла, или на школьной парковке, где она ждет дочку Би после уроков. Кризис в этой безумной, но на удивление размеренной жизни наступает, когда девочка предлагает родителям провести совместные каникулы в Антарктике и поглазеть на пока еще не растаявшие ледники.
Название книги и фильма намекает на детективную составляющую сюжета, и этот жанр в каком-то смысле действительно присутствует. Вопрос «куда пропала Бернадетт?» относится как ко всей жизни главной героини, так и к конкретному сюжетному повороту второй половины фильма. Ричард Линклейтер, прославившийся разговорными инди-фильмами, в которых ничего не происходит, но от которых невозможно оторваться (это и трилогия с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи, и «Под кайфом и в смятении», и заваленное наградами «Отрочество»), но попробовавший свои силы и в других жанрах, тут собирает все лучшее сразу – от экотриллера до семейной комедии, от психологической драмы до роуд-муви. Не отказывая себе в удовольствии сделать картину, как он любит, многословной и по крайней мере в первой своей части лишенной какой-либо внятной фабулы, но при этом массовую – и за счет некоторых факторов, возможно, обреченную на коммерческий успех.
Один из них – безусловно, Кейт Бланшетт, которой режиссер, как и многим своим актерам, очевидно дает свободу для интерпретации образа персонажа, загадочного и непостижимого. Героини, злоключения которой нельзя рассматривать исключительно как итог затяжного нервного срыва. Хотя эта «женская» тема – наравне с не менее животрепещущей экологической – является, безусловно, важной для понимания истории. Бланшетт местами разыгрывает удивительной силы моноспектакль, надиктовывая невротические монологи для невидимой помощницы. Что касается обрамляющего ее соло фона, как визуального, так и сюжетного, то он оказывается настоящим пиром для ума и сердца, хоть и зачастую избыточным.
Сиэтл предстает во всей красе. Героиня рассматривает спроектированную Ремом Колхасом городскую библиотеку, обедает во вращающемся ресторане на вершине башни Спейс-Нидл, подмечает, что люстра в обычной аптеке – тоже произведение искусства. В заключительной части она будет лавировать между антарктическими ледниками в одноместном каяке, но эта картинка и соответствующий ей хеппи-энд голливудского качества и размаха будто бы нивелирует куда более тонкую режиссерскую, актерскую и сценарную работу первой половины фильма. Кажется, будто Линклейтер дрогнувшей рукой сводит собственное кино к конвенциальному финалу – а ведь само понятие «финал» вовсе не свойствено лучшим из его работ. Затянутая на добрую половину фильма фиксация абсурдной, но при этом структурированной в своем безумии жизни Бернадетт, выписанная из сложносочиненного эпистолярного романа, завязанная на времени и его протяженности и восприятии, рождает куда больше интриги, чем финальный псевдотвист с ее исчезновением и чудесным избавлением от затяжного психоза. Вроде бы все ниточки и темы, заявленные по ходу, собираются в единый клубок, но в этом месте вдруг теряется режиссер. Так и хочется спросить после титров: «Куда ты пропал, Ричард Линклейтер?»
комментарии(0)