Первое место в рейтинге премьер по праву занимает новый фильм Квентина Тарантино с Леонардо ДиКаприо, Брэдом Питтом и Марго Робби, сыгравших голливудских актеров конца 60-х годов, – и смешно, и кроваво, в лучших традициях режиссера. Также в списке новинок – два дебюта, один из которых снял актер Кейси Аффлек, а второй, российский, победил этим летом на главном отечественном фестивале «Кинотавр». Спродюсированные Гильермо дель Торо «Страшные сказки для рассказа в темноте» скорее насмешат, чем напугают, но некоторая наивность фильма является его достоинством. А вот столь ожидаемый разоблачительный документальный фильм «Быть Харви Вайнштейном» скорее разочарует, хотя посмотреть все равно стоит – важная веха современной истории.
«Однажды в… Голливуде», реж. Квентин Тарантино
Эмоции: как переписать историю и никого не оскорбить (почти).
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: голливудский актер Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его дублер Клифф Бут (Брэд Питт) переживают не лучшие времена – их попытки вписаться в стремительно меняющуюся киноиндустрию оканчиваются одной неудачей за другой. Далтону предлагают роли негодяев во второсортных боевиках, а потом и вовсе «ссылают» в Рим сниматься в спагетти-вестернах, Бут коротает дни в трейлере и работает уже скорее не дублером, а шофером лишенного прав Далтона. На дворе лето 69-го года, которое в истории запомнилось кровавым убийством актрисы Шерон Тейт и ее друзей, совершенным членами секты Чарльза Мэнсона. В начале фильма она (ее играет Марго Робби) вместе с мужем, режиссером Романом Полански, заезжает в новый дом – по соседству с особняком Рика Далтона. И это соседство в итоге сыграет ключевую роль. В своей новой черной комедии Тарантино с присущей ему дерзостью меняет ход истории и перемешивает реальных персонажей с вымышленными, что уже задело некоторых потомков. И напрасно – трудно придумать куда более изящный способ почтить чью-то память. И куда более красивый вариант ностальгического кино, живого и яркого портрета-памятника ушедшей эпохи – золотого века кино и хиппующей Америки. Убийство Шерон Тейт, по сути, положило конец и тому и другому, окончательно лишив Голливуд невинности. Что было бы, если бы этого не случилось, остается только фантазировать. Благо есть еще такие фантазеры, как Тарантино.
37 очков
«Страшные сказки для рассказа в темноте», реж. Андре Овредал
Эмоции: маленький мальчик страшилки любил…
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: конец 1968 года, разгар войны во Вьетнаме и канун очередных президентских выборов в США. На фоне уходящих на фронт автобусов с новобранцами и звучащих по телевизору предвыборных речей Никсона провинциальный американский городок отмечает Хэллоуин. Трое школьников-изгоев, спасаясь от банды старшеклассников-задир, знакомятся с заезжим мексиканским пареньком – вчетвером они проникают в старинный заброшенный особняк, где, по легенде, богатая семья удерживала взаперти одну из своих дочерей. А та сочиняла страшные истории, от которых в городе умирали дети. И не просто сочиняла, а записывала в книгу, которую отыскала и, на свою беду, забрала домой главная героиня фильма. Одним из продюсеров картины стал Гильермо дель Торо, что безошибочно угадывается в дизайне всех появляющихся в кадре изобретательно жутких монстров. Что касается сюжета, то он оказывается по-хорошему наивным, по старинке страшным и в меру ироничным – настоящие детские страшилки, помещенные в подходящие локации, вроде кукурузного поля, школы или психиатрической лечебницы.
29 очков
«Свет моей жизни», реж. Кейси Аффлек
Эмоции: осторожно – дети!
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: действие режиссерского дебюта актера Кейси Аффлека разворачивается в мире, где не осталось женщин – всех их унесла загадочная эпидемия. Выжить удалось единственной девочке по имени Рэг, которую в одиночку и в полевых условиях растит отец (его играет сам Аффлек). Мир без женщин выглядит мрачновато – этакое первобытное общество, состоящее из одичавших и озверевших мужчин. Этот метафорический фон выгодно оттеняет историю отца-одиночки, готового на все ради своей дочери и в то же время совершенно не представляющего, как растить девочку (весьма уморительным выходит разговор о пубертате и сексе). В целом же получается отличный психологический триллер, построенный на крупных планах и небанальных диалогах – и ни в одном, ни в другом юная актриса Анна Пневски не уступает опытному Аффлеку.
28 очков
«Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков», реж. Майк Ньюэлл
Эмоции: любовь – не картошка.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: пережившая войну молодая, но уже популярная лондонская писательница Джулиет (Лили Джеймс) вступает в переписку с фермером с британского островка в проливе Ла-Манш. Во время немецкой оккупации он вместе с друзьями организовал книжный клуб, что кажется героине более чем подходящим сюжетом для газетной статьи. Прибыв на остров, девушка постепенно выясняет, что история тянет на целый роман. Впрочем, есть в ней и пустые страницы, которые Джулиет и ее новым знакомым предстоит заполнить вместе. Трогательная романтическая мелодрама с трагическими нотками и костюмно-историческим обрамлением – «Клуб», снятый по одноименному эпистолярному роману Мэри Энн Шаффер и Энни Бэрроус, не претендует на звание «великого фильма о великой войне», несмотря на то что эта самая военная тема проходит красной нитью через весь сюжет. Напротив, кино получается камерным и сосредоточенным на отдельных судьбах, через тернии пришедших к горькому, но все же счастливому финалу. В качестве бонуса – помимо Лили Джеймс – множество прекрасных британских актеров в главных ролях.
27 очков
«Бык», реж. Борис Акопов
Эмоции: как поет певица Монеточка – «в 90-е убивали людей».
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: дебютный фильм Бориса Акопова в этом году завоевал главный приз фестиваля «Кинотавр» – неожиданное решение жюри и ожидаемое кино про 90-е. Тем не менее, снятый человеком, в эту эпоху даже не жившим, фильм у Акопова получился более чем состоятельный, в кои-то веки не романтизирующий страшное время, а показывающий его жестоким безвременьем. Хоть и с налетом (простительным для дебютанта) гламурного блеска и пафоса. История, основанная на реальных событиях, разворачивается в Подмосковье, где молодежь бескомпромиссно сражается за территорию и власть с бандитами и друг с другом. На кону оказываются не только личный авторитет, но и дружба, семья, любовь, жизнь. Снято динамично, стильно, наивно – тему давно пора было бы закрыть, но теперь-то уж точно можно.
26 очков
«Быть Харви Вайнштейном», реж. Урсула Макфарлейн
Эмоции: история, изменившая мир – хорошо бы, навсегда.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: документальный фильм о восхождении и падении одиозного голливудского продюсера мог бы стать новым «Покидая Неверленд», но для этого ему не хватает ни хронометража, ни внутренней энергии. Старые фотографии и кадры хроники перемежаются монологами «говорящих голов» – бывших сотрудников компании Вайнштейна, журналистов и нескольких жертв его домогательств. С учетом того, насколько подробно освещалось дело в прессе и социальных сетях и сколько голливудских звезд выступили с обвинениями и рассказами о своем трагическом опыте, куда более интересными в фильме оказываются не исповеди жертв (что нисколько не умаляет тяжести их трагедии и смелости, которая понадобилась для публичного разговора об этом), а раскаяния коллег Вайнштейна, много лет выступавших если не пособниками, то молчаливыми свидетелями. Одним словом, о художественных достоинствах фильма можно спорить, но его ценность как еще одного кирпичика в построении нового, пережившего #MeToo-революцию мира бесценна.
22 очка
комментарии(0)