По словам Александра Велединского, самым трудоемким в создании фильма в «В Кейптаунском порту...» были не съемки, а монтаж. Фото РИА Новости
В российский прокат выходит картина Александра Велединского «В Кейптаунском порту…» – история случайной встречи троих героев в конце Великой Отечественной войны, которая могла бы стоить жизни каждому из них, а в итоге изменила их судьбу. Спустя 50 лет они оказываются в разных странах, но отголоски той роковой встречи влияют на происходящие с ними события. Главные роли в новом фильме автора сценария сериала «Бригада» и режиссера картины «Географ глобус пропил» исполнили Владимир Стеклов, Юрий Кузнецов, Сергей Сосновский, Александр Робак и Евгений Ткачук. Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА спросила у Александра ВЕЛЕДИНСКОГО, почему он не оставил идею снять фильм, сценарий к которому написал более 20 лет назад, почему в кино ему работать интереснее, чем на телевидении, и верит ли он в случайности.
– Александр Алексеевич, «В Кейптаунском порту…» наконец выходит в прокат – фильм, сценарий к которому вы написали более 20 лет назад…
– В этом нет никакого трагизма! Это нормальный процесс: был сценарий, который никак не проходил, потом нашлись добрые люди в лице (продюсера – «НГ») Владимира Полякова, который решил рискнуть. И вот мы рискнули – фильм готов, четыре года всего прошло, очень быстро все сделали (смеется).
– Почему за все это время вы не перегорели, не оставили эту идею?
– А я не жил этим фильмом. У меня лежал сценарий, я иногда его перечитывал, ловил позитивное настроение, потому что понимал, что это очень хороший сценарий. И все откладывал. Были люди, которые поддерживали меня, – и мне хватало позитива, который они мне давали, чтобы не унывать. К тому же я был занят другими делами, снимал другие фильмы в это время.
– То есть вас можно назвать терпеливым режиссером? Ведь и снятый вами сериал «Обитель» по роману Захара Прилепина, который совсем скоро выходит на экраны, – история, которая началась давно.
– Я вообще терпеливый, да, как всякий русский человек – «долго терпит, больно бьет». Что касается «Обители», то мы с Захаром в 2011 году были на Соловках, через три года появился роман, прошло еще пять лет – и вот уже почти готов большой фильм, 8 серий.
– Возвращаясь к разговору о фильме «В Кейптаунском порту…» – для вас это картина о случайностях или, наоборот, о том, что все в жизни не случайно?
– Ну, конечно, второй вариант. Есть такое выражение: «Случайность – это усмешка Бога».
– Вы фаталист?
– Ну, в какой-то степени. Скажу, что и да, и нет. Все равно человек, конечно, может сам делать выбор, но есть направляющие – он их просто иногда не видит. А они рассеяны на каждом шагу, мы не замечаем. Вот мы с вами встречались же где-то, пересекались, не более – а у нас, может быть, есть общие родственники. Наверняка есть, если покопаться.
– Что было более трудоемким: сам съемочный процесс с несколькими локациями, множеством персонажей и сюжетных линий или все-таки монтаж, когда нужно было собрать все воедино?
– Наверное, самым трудоемким оказался именно монтаж. Потому что сценарий был внешне легким, но на деле – сложным по своей структуре. И он, конечно, отличается от фильма, потому что фильм диктует свои правила, свою структуру материала, что-то меняется. Но в целом все равно – какой был сценарий, по такому и снимали, ну разве что добавилась пара импровизационных сцен, а одна сцена, может быть, вылетела. Это нормальный процесс.
– После первого просмотра у меня возникло желание пересмотреть какие-то эпизоды, потому что фильм действительно непростой по своей структуре. Вы хотите, чтобы у зрителей возникало подобное желание?
– Я сам люблю какие-то фильмы по 10–20 раз смотреть. И если у кого-то возникает желание пересмотреть мой фильм, то это для меня большое счастье. Значит, все не напрасно. И вы не одна такая – очень многие мне говорили, что посмотрели один раз и хотят еще. Кто-то даже сказал, что ничего не понял, а потом проснулся утром – и все ясно, но захотелось еще добавить впечатлений, посмотреть еще раз, уточнить, может быть, что-то.
– Есть актеры, с которыми вы работали на нескольких ваших проектах. Так проще – приглашать уже знакомых артистов?
– По-моему, я не одинок в этом плане – большинство режиссеров снимают одних и тех же актеров. Данелия всегда снимал Леонова, хоть в эпизоде, хоть одну реплику ему придумывал – как в фильме «Паспорт», например. Это мои друзья, которым порой и объяснять ничего не нужно, мы понимаем друг друга и общаемся интуитивно, телепатически уже почти – Макс Лагашкин, Саша Робак, Володя Стеклов.
– А Сергей Безруков?
– С ним мы были знакомы, конечно, но я его не снимал никогда – я же не был режиссером «Бригады». То есть я ему задачи не ставил. Так что первый раз мы поработали плотно на «Обители», и я очень им доволен и рад. У Сережи получилась очень мощная роль, и, по-моему, он тоже доволен остался.
– Комфортнее вам сейчас все-таки работать над телевизионными проектами или в кино?
– Конечно, в кино. Сериал – если говорить об «Обители» – хоть мы его и снимали по законам кино, все равно, к сожалению, имеет свои ограничения временные по производству. Любой канал все равно рассчитывает на своего зрителя – и согласовать это со мной невозможно. Потому что я снимаю для своего зрителя, каким я его себе представляю.
– А есть предложения поучаствовать в каких-то телевизионных проектах, снять еще сериалы – и есть ли у вас такие планы?
– Предложений много сериальных, есть даже интересные, но планов таких у меня пока нет. Мне хотелось бы попробовать какие-то новые платформы – не телевизионные каналы, а онлайн-платформы, то, что сейчас стало бурно развиваться в России. Многие режиссеры себя пробуют в сериалах сейчас, у Пети Буслова очень хорошо получилось (сериал «Домашний арест». – «НГ») – но это опять же не телеканал, а платформа. А телевизор все меньше и меньше людей смотрят. При этом есть режиссеры, сериалы которых я буду смотреть всегда. Например, Сергей Урсуляк. Большой режиссер, и все его картины – это выдающиеся авторские работы, высказывания. Но Урсуляк один, а сериалов много.
комментарии(0)