«Вон стоят эти двое и хихикают!» (Принцесса Диана и Лучано Паваротти, 30 июля 1991 г., Гайд-Парк, Лондон). Фото предоставлено кинокомпанией «Вольга» |
Он хочет спеть на сцене, на которой однажды спел Карузо. В пустом зале – человек семь сопровождающих. Засунув руки в карманы чуть ли не треников, он поет так, как поет в залах с многотысячной аудиторией. Присутствующие восторженно аплодируют. «Из Амазонки с любовью» – с обаятельнейшей улыбкой бросает он, сходя со сцены. Это Лучано Паваротти, которого все звали «Большой Па». А видео в Teatro Amazonas в бразильском Манаусе сняла сопровождавшая его в поездке флейтистка.
Может показаться, что для режиссера с двумя «Оскарами» за игровые картины («Игры рзума», «Аполлон 13») и с прочей имеющей быть место фильмографией («Хан Соло: звездные войны», «Код Да Винчи» и даже «Гринч – похититель Рождества») рассказ о легенде современной оперы – странный выбор. Дело в том, что Ховард однажды встретился с Паваротти и был поражен его харизматичностью, юмором и позитивом, детской непосредственностью и невероятной душевностью. Поэтому, прослышав, что студия Decca Records ищет режиссера, способного снять современный документальный фильм о жизни Паваротти, – заинтересовался.
И в итоге снял его сам - очень насыщенным и эмоциональным. Получился не просто портрет лучшего тенора мира – получился портрет обладающего голосовым гением потрясающе обаятельного человека-пассионария. Сквозной музыкальной темой фильма стала трогательная ария Nesun Dorma из оперы Пуччини «Турандот».
История о сыне пекаря из провинциального городка, который мечтал о профессиональном футболе, на жизнь зарабатывал учительством в начальной школе, но однажды победил в песенном конкурсе и поднялся до немыслимых вершин славы, – поражает. Но еще больше поражает, что везунчик не захотел возлежать на лаврах, а принялся искать способы использовать свои голос и влияние для чего-то значимого (и не только для популяризации оперы).
Частные видеозаписи Паваротти, которые никогда прежде не были обнародованы, любительские материалы, снятые друзьями и членами семьи, многочисленные интервью родственников, коллег, продюсеров, менеджеров… Все как один – породистые, красивые, самодостаточные люди с чувством юмора, все как один – в дворцовых интерьерах, когда картина – во всю стену (ну да, это же Италия, где, бывает, живут в палаццо). Вот эта немолодая женщина с прекрасными глазами – оставленная после 35-летней совместной жизни ради молодой возлюбленной жена (это в католической-то стране, будучи у всех на виду!). «Настал период, когда Лучано мог получить все, что захочет. Думаю, если бы он захотел куриного молока, нашли бы способ подоить курицу», – саркастически замечает она. Тем не менее: «Думаю, как личность он был на порядок выше всех остальных».
Удивительно: в молодости, в момент свадьбы, внешне это была обычная приятная пара, в зрелости оба – и он, и она – прекрасны и неповторимы. Когда она примчалась к нему перед самым его концом, он заявил: «Ты по-прежнему красивая, только тебе надо прибавить 10 килограмм». Новая молодая жена в этот момент разбиралась за океаном с отписанной ей нью-йоркской недвижимостью…
Чудесные кадры – благотворительный концерт в Гайд-парке под проливным дождем, лиц в зале со сцены не разглядеть – только плотно сдвинутые разноцветные зонтики. Вышедший на сцену устроитель просит сложить их: «Вы все равно уже все мокрые, сложно петь зонтам». Сидящая в первом ряду принцесса Диана первой закрыла зонт. Паваротти, увидев это, заявил, что следующую арию он посвящает ей, и запел: «Я не знал, что ты так совершенна».
Все видели связь их глаз; у Паваротти мокрый от пота лоб, у Дианы мокрые от дождя волосы (рядом с ней сидит принц Чарльз в промокшем плаще и с белым махровым полотенцем на шее). Конечно, Диана отправилась за кулисы после концерта (чей-то закадровый голос: «Вон стоят эти двое и хихикают!»). Закончилось все совместным банкетом, где «эти двое» сидели локоть к локтю, и многолетней дружбой – Диана каждый год прилетала на его благотворительные фестивали в Модене.
О том, как Паваротти завлекал рок-звезд на свой безгонорарный фестиваль, в фильме подробно рассказывает Боно из U2 («Лучано – один из величайших армрестлеров на эмоциональном поприще, так что в итоге мы все оказались в Модене»). Ежегодным фестивалем в своем родном городе Паваротти убивал двух зайцев: собирал средства на благотворительность (деньги шли в комиссариат ООН по делам беженцев и в международный фонд «Дети войны») и воплощал в жизнь свою идею – донести оперу до рядового слушателя. Назывались эти концерты «Паваротти и его друзья», и выступал он на них вместе с поп- и рок-звездами. Стинг, Queen, Элтон Джон, Брайян Адамс, Джон Бон Джови, Би Би Кинг, Эрик Клептон, Селин Дион, Стиви Уандер, DeepPurple, Spice Girls, Том Джонс – благодаря участию рок-музыкантов благотворительный проект получил колоссальную известность, а Паваротти – звание «оперной рок-звезды» и осуждение меломанов.
И, наконец, самые потрясающие кадры – первое выступление трех теноров (Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас) в 90-м году в Каракаллах. (Проект этот, кстати, родился как благотворительная акция, посвященная выздоровлению от лейкемии Хосе Каррераса). Выступление беспрецедентное, звучание – восторг, но наблюдать, как эти трое по ходу действия договариваются, кто какую фразу споет… Как в восторге неистовствует дирижер Зубин Мета, а Паваротти своим знаменитым белым платком вытирает ему лоб… Энергетика происходящего зашкаливает; внезапно взятая пауза в Sole mio дарит почти материальное ощущение гармонии и совершенства минуты…
Как жалко, что в России фильм «Паваротти» пока посмотрели всего 10 тысяч человек. Его бы стоило принимать, как микстуру – от нелюбви, от злобы, от стяжательства и консюмеризма. n
комментарии(0)