Победителем в основном конкурсе «Окна в Европу» стал 38-летний режиссер Борис Гуц с фильмом «Смерть нам к лицу». Снятая им на смартфон почти безбюджетная драма о молодой супружеской паре, где муж отчаянно пытается найти деньги для спасения от онкологии своей юной жены, поразила тем, что тяжелая история снята неожиданно весело, бодро, изобретательно и заканчивается хорошо.
Председатель жюри, известный кинодраматург Александр Бородянский признался, что за фестивальную неделю увидел столько новых фильмов, сколько в обычное время и за три года ему вряд ли удается посмотреть. А уж с полнометражным кинофильмом, снятым на телефон, вообще никогда прежде не встречался. Сработал эффект новизны.
«У этого парня, Бориса Гуца, врожденное чувство органики, у него на экране абсолютно живые люди, прямо из гущи реальной жизни. Может ему пока не хватает каких-то нужных ремесленных навыков, настоящего мастерства и опыта, зато есть вот это бесценное качество – не врать и не фальшивить. Надеюсь, наш приз позволит ему подняться на новую ступень в профессии, привлечет к нему внимание продюсеров», - прокомментировал вручение Гран-при «Золотая ладья» член жюри, режиссер Рамиль Салахутдинов.
Самыми сильными фильмами основного конкурса были «Седьмой пробег по контуру земного шара» Виталия Суслина и «Простой карандаш» Натальи Назаровой. Картина 33-летнего ярко одаренного Виталия Суслина была отмечена Слоном - призом Гильдии киноведов и кинокритиков, Призом за режиссуру им. Саввы Кулиша и наградой «за лучшую мужскую роль» актеру Александру Карнаушкину. Вторая режиссерская работа Натальи Назаровой (после заметного дебютного триллера «Дочь») - психологически тонкая, глубокая картина «Простой карандаш» получила Спецприз жюри и Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков.
«Простой карандаш» - это сильная драматургия, интригующий сюжет и острая социальность. В далёкую глушь, на север Карелии, в суровый городок Сегежа приезжает учительница Антонина Максимовна, собирается преподавать школьникам черчение и рисование. Приезжает не из желания «пойти в народ»: здесь в заключении находится ее муж, известный художник. Сидит он «по сфабрикованному делу», как говорит героиня, она хочет быть поблизости от него. Надежда Горелова в роли Антонины явно неслучайно почти буквально похожа на Ирину Печерникову, учительницу-идеалистку из классического советского фильма о школе. Только ее героине предстоит столкнуться с жестокими местными нравами, отсутствием у людей вообще каких-либо надежд и настоящим террором со стороны ученика-авторитета - его брат отбывает срок в колонии за убийство.
Очень точные типажи, выразительные лица Наталья Назарова нашла прямо на месте съёмок - в Сегеже. Александр Доронин, звезда РАМТа, блестяще играет учителя истории и литературы, давно расставшегося с любыми иллюзиями о том, что можно «дожить до понедельника», что каждый человек, в сущности, прекрасное создание и существующий порядок вещей можно хоть как-то изменить. Но Антонина Максимовна упорно пытается - вплоть до трагического, хотя и не совсем безысходного финала.
«Седьмой пробег по контуру земного шара» - это почти чеховская интонация, юмор и печаль одновременно. Длинное название выбрано неспроста. Количество километров, которые отмотал на своем старом, потрепанном «жигуленке» герой фильма, так велико, как если бы он семь раз объехал всю землю. Только он не может вырваться из своего родного города, денег едва хватает на самую обыденную жизнь. Виталий Суслин нашел потрясающего артиста для главной роли. Александр Карнаушкин почти 45 лет трудится в Ленкоме, куда в ранней молодости его привел товарищ по театральному институту Александр Абдулов. Много играет, участвовал в двух постановках «Гамлета» у знаменитых режиссеров – Андрея Тарковского и Глеба Панфилова. Центральную роль в кино получил впервые, «Окно в Европу» его первый фестиваль и первый триумф в качестве киноактера.
Роль получилась отменная, а сам фильм поразителен редкой для нашего кино близостью к реальности и тем, что в центре рассказа судьба немолодого, но полного сил человека, которого общество и само государственное устройство пытаются выбросить из активной жизни. Михаилу 59 лет. Он работает охранником на автобазе, там же и живет - свою квартиру отдал дочери с зятем. Его жилье увешано картинами, это настоящая мастерская живописца. Михаил - одержимый художник. Неважно, насколько хороши или плохи его бесконечные пейзажи и натюрморты, в них его жизнь и жажда творить. Когда Михаил соглашается помочь отправленной на пенсию кладовщице и сдать металлолом со склада, никому вроде не нужный, к тому же уже разворованный наполовину, его самого увольняют. Дальше - мытарства абсолютно дееспособного, умного, одаренного мужчины пресловутого «предпенсионного возраста», определенного ему циничным государством и равнодушными людьми с оловянными, бессмысленными глазами. Продюсеры надеются выйти в прокат с «Седьмым пробегом по контуру земного шара» в начале будущего года, а пока его наверняка ожидает счастливая фестивальная судьба.
Самая острая социальная драма выборгского фестиваля - «Как мы захотим» писателя и режиссера Владимира Козлова. Беспощадный к зрителям, предельно жесткий рассказ об опасном и практически вседозволенном полицейском беспределе в нашей стране не удостоилась никаких наград, но не осталась незамеченной. Вызвала больше всего споров и разных мнений, упреки в отсутствии художественных достоинств, бурные эмоции – от негодования до восхищения смелостью автора. Прокат этой публицистической работе явно не светит, но, возможно, на нее обратят внимание фестивали. Например, «Сталкер», который проходит в декабре и по определению должен быть занят в первую очередь правозащитной тематикой. Там фильм «Как мы захотим» определенно окажется на своем месте.
Выборг-Москва
комментарии(0)