Один из если не лучших, то по крайней мере интересных фильмов, оказавшихся на экранах российских кинотеатров за последний месяц, – «Маленькое красное платье» Питера Стрикланда, существующее будто бы вне времени и жанров. Кроме этого внимания заслуживает и победивший на Московском кинофестивале «Тренинг личностного роста» казахстанского режиссера Фархата Шарипова – несмотря на то что действие происходит в другой стране, история об очередном потерянном после распада СССР поколении будет понятна и здесь. А вот попытка превратить шекспировского «Гамлета» в историю женщины – в фильме Клер МакКарти «Офелия» – кажется, провалилась. Не каждую классическую историю можно «подверстать» под современные тренды.
«Маленькое красное платье», реж. Питер Стрикланд
Эмоции: цвет настроения красный
Конъюктурность: низкая
Кратко: банковская работница Шила, разведенная мать взрослого сына, готовится пойти на свидание вслепую и покупает в странном магазине не менее странное платье. Его вид не вызывает подозрений, но стоит ткани соприкоснуться с телом, как с человеком начинает твориться какая-то чертовщина с фатальным исходом. Главным героем этой местами абсурдистской, местами жутковатой картины является и сам дьявольский наряд, который примеряют сразу несколько персонажей, и сопровождающие его примерку и ношение звуки – аудио в данном случае в целом создает уникальную атмосферу, а всевозможные шуршания и поскрипывания становятся идеальным саундтреком.
30 очков
«Тренинг личностного роста», реж. Фархат Шарипов
Эмоции: социальная драма про страну, которой больше нет.
Конъюктурность: средняя
Кратко: офисный клерк Канат, неудачник в кризисе среднего возраста, встречает бывшего однокурсника. Он, напротив, в жизни устроился как нельзя лучше и утягивает героя в мнимо красивую жизнь, которая на деле оказывается не менее, а то и более мрачной, чем реальность Каната. Отмеченный в названии тренинг личностного роста отсылает не только к шарлатанским курсам с таким названием, которые всю дорогу посещают персонажи, но и метафорически описывает трансформацию Каната – да и целого поколения. Жанрово «Тренинг» можно отнести даже к криминальному триллеру – здесь много откровенных сцен, мата, жестокости, грубости и формально есть линия с загадочным исчезновением девушки. Но на деле это кино, конечно, является весьма глубокой социальной драмой, очень точно описывающей и внешнее, и внутреннее состояние не только современного Казахстана, но и, пожалуй, всего постсоветского пространства.
26 очков
«Офелия», реж. Клер МакКарти
Эмоции: все умрут, а Офелия останется
Конъюктурность: высокая
Кратко: фильм снят по мотивам даже не пьесы Шекспира, а, как указано в титрах, романа Лизы Клейн – этакой альтернативной истории возлюбленной Гамлета, рассказанной ею самой. Сюжет авторы «Офелии» не то чтобы изменили – скорее сместили в нем акценты, а также избавились от мужских монологов в пользу женских. Никаких вам «Быть или не быть?». Гамлет (Джордж МакКей) из трагического главного героя превратился в фонового персонажа, тогда как Офелия, напротив, трансформировалась в сильную даже по нынешним меркам женщину, которая пережила всех героев. Шекспировские страсти по феминизму выглядят малоубедительно и походят на фарс, зато в главных ролях – сыгравшая одну из ключевых героинь новых «Звездных войн» Дейзи Ридли, а также Наоми Уоттс и Клайв Оуэн. По крайней мере есть на что, точнее, на кого посмотреть.
24 очка
«Клуб анонимных киллеров», реж. Мартин Оуэн
Эмоции: болтливый киллер – находка для режиссера
Конъюктурность: средняя
Кратко: после неудавшегося покушения на американского сенатора наемные убийцы под руководством куратора в исполнении Гэри Олдмена организовывают клуб по интересам – и собираются, чтобы обсудить случившееся, поделиться опытом и историями из своей практики. Интересная завязка, но не более – затянутая и рассыпающаяся на сценки картина, наполненная клише и «клюквой». Тут и теория заговора, и русский по имени Сергей Рахманинов, и множество анекдотов с бородой. Из этого мог получиться и криминальный экшен, и разговорный триллер, и трагикомедия, и даже абсурдистский фарс, но сценарий испещрен дырами и переполнен монологами, довольно неумело связанными между собой, – о персонажах зритель узнает, пожалуй, слишком много.
19 очков
комментарии(0)