Фото с официального сайта XXVII фестиваля российского кино "Окно в Европу" / oknofest.com
«Окно в Европу» распахнулось в 27-й раз. Из Европы, правда, в Выборг на фестиваль, известный под этим названием, никто особенно не спешит – за исключением немногочисленных участников конкурса «Копродукция. Окно в мир». Популярная во всем мире форма сотрудничества разных стран в совместном кинопроизводстве у нас развивается достаточно сложно и небыстро, а потому собрать достойные картины нелегко.
Основной же конкурс фестиваля «Окно в Европу» традиционно представляет исключительно российское кино. Участвуют совсем новые фильмы, в том числе те, что не поместились с рамки главного российского смотра – «Кинотавра». Среди самых ожидаемых в Выборге – «Седьмой пробег по контуру земного шара» Виталия Суслина, дебют которого «Голова. Два уха» два года назад стал сенсацией фестиваля в Сочи. Ожидают и комедию «Как новый» Евгения Шелякина с популярным в Грузии актером Михаилом Гомиашвили в главной роли. 58-летний Михаил нам больше известен своей знаменитой фамилией, его отец – Арчил Гомиашвили, игравший Остапа Бендера у Леонида Гайдая. Ждут и «Танец с саблями» Юсупа Разыкова – о молодых годах великого композитора Арама Хачатуряна. «Смерть нам к лицу» покажет Борис Гуц, уже второй раз после прошлогоднего «Фагота», снявший полноценный фильм на мобильный телефон. Представлять вместе с режиссером эту картину будет популярная актриса-красавица Екатерина Волкова, сыгравшая у молодого автора бесплатно.
В конкурсе есть и несколько режиссеров-дебютантов, вполне возможно, их фильмы станут открытием «Окна в Европу».
Впрочем, в борьбе за призы профессионального и зрительского жюри могут победить картины, уже показанные на других фестивалях. Их представляет отдельный конкурс «Выборгской счет». В него включен уже получивший известность «Бык» Бориса Акопова (получил Гран-при «Кинотавра»). В Выборге увидят нашумевший «Керосин» все того же Юсупа Разыкова, документальную ленту «Женщины ГУЛАГа» Марианны Яровской, якутский фильм «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой (призер Московского международного кинофестиваля) и другие новые фильмы.
Открылось «Окно в Европу» премьерой драмы «Конец сезона» Константина Худякова по мастеровитому, но порядком устаревшему сценарию Елены Райской, отвергнутому много лет назад Фондом кино. Это вольный парафраз пьес Антона Чехова от «Трех сестер» до «Дяди Вани» с нечаянно присоединенным к ним детективом в стиле Агаты Кристи.
Замкнутое пространство загородного дома, неразрешимые проблемы и «пять пудов любви», которыми по чеховскому выражению, насыщены отношения персонажей, плюс криминальная интрига вроде бы должны увлекать, но только утяжеляют сюжетные перипетии, добавляют фильму искусственности и аффектированной театральности. Созвездие прекрасных актеров не спасает и даже усугубляет провалы драматургии: чем лучше играют Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Сергей Колтаков, Наташа Кудряшова, чем гуще пытается режиссер «заварить» и уплотнить чеховскую атмосферу тревог и ожиданий, тем нелепее, нелогичнее выглядят сюжетные ходы и попытки символически соотнести происходящее в частной жизни героев с развалом страны, с переменой участи жителей бывшего СССР.
Громкой премьерой Выборга стал показанный в качестве специального события только что завершенный фильм Константина Лопушанского «Сквозь черное стекло». Всесильный олигарх одержим странной причудой: он решает забрать из монастырского приюта слабовидящую юную девушку, глубоко верующую и непорочную, отвезти ее в Германию на операцию, где ей вернут зрение, а затем жениться на ней. Надеется таким образом решить тайные проблемы своего бизнеса: она могла бы возглавить некий благотворительный фонд, под прикрытием которого ему удобно проводить сомнительные сделки. И одновременно надеется спасти свою изъеденную бесчестной жизнью душу – ведь христова невеста практически ангел. Но все складывается не так, как он понадеялся...
Тут все неожиданно. Мелодраматическая история новоявленной Золушки с уготованным ей тяжелым финалом вместо привычного хеппи-энда, и то, как внезапно окрашиваются комедийными нотками и репризами мрачные драматические коллизии. Во время просмотра в зале часто раздавался искренний смех – настолько точно хлесткие реплики попадали в повестку сегодняшнего дня и находили благодарный отклик зрителей. Несомненные достоинства фильма – мощная игра Максима Суханова, совершенно непохожего на своих прежних киногероев, и трогательная талантливая дебютантка, актриса Александринского театра Василиса Денисова.
К сожалению, вечное стремление Лопушанского всему придать оттенок апокалипсиса, его непоколебимая серьезность и неискоренимая любовь к притчам к финалу все возвращают в привычное для него русло. Радовавшее поначалу новое направление творчества Лопушанского, где есть место юмору, а также небанальному столкновению характеров и мировоззрений, в финале приходит к трафарету. «Я хотел снять трагедию, – говорит Константин Сергеевич. Высокую трагедию». Зрителям от этого не полегчало. Нравоучительная интонация побеждает, давит. В ответ на нагнетание темноты и многозначительный взгляд «сквозь черное стекло» так и хочется процитировать другого Константина Сергеевича, великого Станиславского, не терпевшего фальши и догматизма: «Не верю!»
комментарии(0)