Для героев киновселенной «Марвел» в новом фильме тема самоидентификации становится главенствующей. Кадр из фильма
В киновселенной «Марвел» все символично: начавшись 11 лет назад первым фильмом о Железном человеке, история Мстителей, казалось бы, завершилась в апреле 2019 года картиной «Финал» – и тут же перезапустилась заново. «Человек-паук: Вдали от дома» повествует о мире после схватки с Таносом и спасения человечества ценой нескольких жизней любимых персонажей. Не забывая поминать безвременно ушедших на покой или в мир иной супергероев, «Марвел» готовит им достойную (хотя это покажет время) замену – как говорится, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Школьник Питер Паркер (Том Холланд), широко известный в узких кругах как Человек-паук, отправляется с одноклассниками в путешествие по Европе. Он искренне хочет отдохнуть от паутины приключений, побыть подростком и очаровать симпатичную одноклассницу (Зендая) романтическим свиданием на Эйфелевой башне. Поэтому сбрасывает звонки Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) и убирает паучий костюм поглубже в шкаф. Но не тут-то было. Начальство достанет из-под земли, точнее, из-под воды – Фьюри материализуется в Венеции, где делают первую остановку евротура Паркер и его друзья, да и облачение Человека-паука все-таки попадает в багаж – спасибо тете Мей (Мариса Томей). От своего предназначения не убежишь, особенно когда в твоей помощи нуждается человечество – его вот-вот уничтожат новые инопланетные монстры, – а надежды на тебя возлагает сам Тони Старк. И вот, улизнув с очередной экскурсии, Питер Паркер вступает в схватку с самой стихией – помогать герою будет не только Фьюри, но и таинственный пришелец с другой планеты, некто Мистерио (Джейк Джилленхолл), который вовсе не против помочь Земле, потерявшей нескольких защитников.
Том Холланд – далеко не первый Человек-паук, но, несмотря на то что многие до сих наверняка видят под красно-синим костюмом примерившего его в 2002 году Тоби Магуайра, один из самых удачных. В конце концов, этот 23-летний актер ближе всего к своему герою-школьнику по возрасту. В фильме Джона Уоттса (он же снимал первого «Человека-паука» с Холландом) теме подростков уделено немало времени и места, а кое-где он и вовсе напоминает комедию про американскую молодежь за границей: чистой воды «Евротур» с посещением Венеции, Праги, Лондона, первыми влюбленностями, шутками – но детским рейтингом.
Являясь прямым продолжением финальных «Мстителей», новый «Человек-паук» то и дело оглядывается назад – тут по-своему переживают временное исчезновение половины человечества, например, в первой сцене, снятой в виде ироничного, но с ноткой трагического пафоса вымышленного выпуска школьных новостей, – под песню Уитни Хьюстон «I will always love you» на экране проплывают взятые будто из титров «Финала» портреты Мстителей. И одновременно с этим задумываются о будущем – вечная угроза извне никуда не делась, она приобретает все более причудливые формы – и, может быть, теперь она не такая уж и «извне».
«Вдали от дома» при этом не пытается быть глубокомысленным и философским, подстраиваясь под своих персонажей, которым только предстоит осознать собственную миссию и сделать выбор. Так хочется еще немного продлить детство, тем более что взрослый мир всегда охраняли взрослые дяди и тети, а ты кружил на паутине по Нью-Йорку и разбирался с преступностью в окрестностях дома. Теперь они умерли или отдыхают, а Питер Паркер снова один – ему не в первый раз терять родителей, сперва родных, теперь, так сказать, названных. И среди всего буйства марвеловских красок, спецэффектов и оптических иллюзий – от этого фильма и вовсе местами кружится голова, а визуальный ряд в своем техническом оснащении выходит далеко за рамки уже привычных для Человека-паука пролетов над городом – главенствующей остается тема взросления и самоидентификации, поиска себя и принятия (пусть и неизбежного, но оттого не менее драматического) своего супергеройского предназначения. Железный человек умер, да здравствует Человек-паук.
комментарии(0)