0
5469
Газета Кино Печатная версия

02.07.2019 18:56:00

"Паразиты" борются за равенство

В российский прокат выходит победивший на Каннском фестивале фильм

Тэги: кинопремьера, паразиты, награда, канны


кинопремьера, паразиты, награда, канны Герои Пона Джун-хо за жизнью богачей готовы наблюдать и в Интернете, но в Сеть можно выйти лишь в углу у унитаза. Кадр из фильма

Премьера картины корейца Пона Джун-хо на французском смотре в Каннах произвела фурор – весьма взыскательная каннская публика аплодировала добрых 15 минут. А вручение фильму «Золотой пальмовой ветви» примирило зрителей и критиков с жюри, заставив, кажется, простить судьям их, как всегда, не самые однозначные решения в остальных номинациях. Прокатная судьба ленты будет, судя по всему, не менее успешной – и не только национальная, но и международная. Хотя местом действия фильма выбрана Корея, история рассказана более чем универсальная, а за красивыми визуальными и смысловыми метафорами и хитросплетениями сюжета вполне четко просматривается серьезное и актуальное (впрочем, актуальное во все времена) режиссерское послание, понятное вне зависимости от языковых и территориальных барьеров. О барьерах, к слову, и речь.

Мужчина средних лет и его семья – жена, дочь и сын (детям чуть больше 20 лет) – кое-как выживают за чертой бедности. Ютятся в облюбованном тараканами подвале с видом на подворотню, то и дело «воруют» соседский Wi-Fi, который, как, впрочем, и сотовая связь, если и ловит, то только в углу возле унитаза, перебиваются случайными заработками вроде складывания из картона коробок для пиццы. Казалось бы, можно только пожалеть, но даже то, как герои обсуждают бытовые неурядицы, заставляет подозревать в них тех еще жуликов. И шанс проявить этот свой талант не заставляет себя долго ждать: друг сына, собираясь в заграничную командировку, предлагает молодому человеку заменить его в роли репетитора у дочери богатого бизнесмена Пака. И вот, собрав (читай – подделав) нужные документы, юноша оказывается в красиво обставленном особняке из стекла и бетона – и мгновенно втирается в доверие к Пакам. Их, к слову, тоже четверо, разве что дети помладше – этим фактом можно умело воспользоваться.

На таких вводных данных, пожалуй, и стоит остановиться, дабы ненароком не выболтать один из многочисленных сюжетных твистов – в случае с «Паразитами» чем меньше знаешь, тем шире будут открываться глаза по мере развития событий. Например, от того, как быстро и одновременно с этим органично режиссер переключается с одного жанра на другой. Глобально фильм от первого до последнего кадра остается сатирой на социальное неравенство, выраженной на экране в истории локальной классовой войны в стенах одного отдельно взятого дома, который буквально держится на ведущих наверх и вниз лестницах – простой, но эффектный символ. Формально же внутри можно отыскать и комедию, и мелодраму, и триллер, и даже кровавый хоррор – то, над чем смеялся пять минут назад, в следующие секунды скорее всего заставит содрогнуться. А фарсовая комедия положений, разыгранная в середине, к финалу трансформируется в ужасающую экзистенциальную антиутопию.

Режиссерская мысль – а ее Пон Джун-хо не только высказывал в предыдущих фильмах, но и в новой работе повторяет не раз – проста, но, что называется, изящно сформулирована. Вроде бы история про вечное противостояние богатых и бедных и вроде бы кто-то должен быть плохим, а кто-то хорошим. Но в «Паразитах» характеры устроены посложнее. Как уже было сказано выше – бедняков бы и пожалеть, но тут вдруг они оборачиваются самыми настоящими живучими комнатными паразитами. Тогда начинаешь сочувствовать богачам – разве виноваты в своем богатстве?

Да и не кичатся им вроде бы особо… Пока глава семьи вдруг не начинает воротить нос от незнакомого ему запаха – пропитавшего незваных гостей-паразитов аромата их подвала, подворотни, угла возле унитаза, неоплаченных счетов за связь и Интернет, картона для коробок из-под пиццы, аромата бедности. Пакам и в голову бы не пришло, что у нее есть особый запах, – вот он конфликт. Пон Джун-хо не ищет варианта его разрешения, который бы устроил всех, – он делает верную ставку на шокирующую зрительскую развязку. Но вместе с тем все случившееся в «Паразитах», при всей местами утрированности и фантазийности сюжета, будто бы повисает в воздухе вопросом, серьезным, без тени иронии, фарса и прочих заявленных комедийных жанров. Вопрос этот не к героям фильма, а прежде всего к тем, кто будет его смотреть. Проблему неприятного запаха на экране решают весьма экстремально, но кто сказал, что в реальной жизни не потребуются сопоставимо жесткие меры – тем более если что-то явно прогнило и пахнет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Наталия Григорьева

Актрисы играют соседок, которые из лучших подруг превращаются в заклятых врагов

0
1203
Героями нового фильма Маттео Гарроне стали подростки-беженцы

Героями нового фильма Маттео Гарроне стали подростки-беженцы

Наталия Григорьева

Братья отправляются в опасный путь из Сенегала в Италию – за мечтой

0
1969
Героиня путешествует по Соединенным Штатам Чудес

Героиня путешествует по Соединенным Штатам Чудес

Наталия Григорьева

Школьница Лилиан отправляется на экскурсию, а попадает в политическое Зазеркалье – совсем как кэрролловская Алиса

0
4308
"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

Наталия Григорьева

Французский фильм про любовь, в том числе – к математике

0
5624

Другие новости