Один из конкурсных фильмов – историческая драма «Камердинер» (режиссер Филип Байон). Кадр из фильма
Фестиваль польских фильмов «Висла» привез в Москву программы документального кино, «Театр на экране», ретроспективы Яна Якуба Кольского, знаменитую силезскую трилогию Казимежа Куца, «Панораму польских фильмов» и 12 картин основного конкурса.
Драма «Помилование», где действие происходит в послевоенной Польше и основано на реальных биографиях бабушки и дедушки режиссера, 63-летнего мастера классического «польского стиля» Яна Якуба Кольского, открыл конкурсную программу.
Пожилые супруги Ханна и Якуб почти через всю страну везут в дальний монастырь тело убитого сына. Польского офицера лишил жизни другой польский офицер. Убитый служил в Армии ¤райовой, убийца – из польского Управления безопасности, считающего эту армию враждебной, потому что ее не признавал победивший Советский Союз. Скорбный, полный опасностей путь родителей к месту последнего пристанища для погибшего показывает раздрай и непримиримость между людьми.
Война окончена, но мира нет не только с чужими, но и со своими.
Клубок болезненных противоречий, идеологических непримиримых споров, до сих пор не оконченных в обществе и почти в каждой семье, берет начало в давних событиях, которые до сих пор недостаточно хорошо изучены.
Ян Якуб Кольский рассказал на встрече с московскими зрителями, что, принимаясь за «Помилование», много времени провел в Институте национальной памяти, изучая историю своего родного дяди, он и был тем самым убитым офицером Армии крайовой.
«7 чувств» Марека Котерского – удивительный случай верности одному герою, придуманному режиссером более 30 лет назад. Интеллигент, растяпа, часто попадающий в нелепые ситуации, вечно рефлексирующий, переполненный сомнениями невротик Адась Мяучинский переходит из фильма в фильм Котерского, иногда меняя имя (в одних его зовут Михал, в других Адам), но всегда сохраняя смешную фамилию. Она появилась из детства самого Котерского. По его словам, когда он еще маленьким просил о чем-нибудь свою мать, она отвечала: «Не мяукай». Так появился Мяучинский, за судьбой которого долго и внимательно следят поляки, часто узнавая в нем свое отражение.
Подобный феномен знаком кинозрителям по фильмам Франсуа Трюффо, 60 лет назад открывшего Жан-Пьера Лео для роли своего альтер эго Антуана Дуанеля.
В потрясающе молодых фильмах 78-летнего Марека Котерского главного героя, представляющего собой неожиданный микст типажей: от русского Обломова до английского Мистера Бина, сохраняя при этом польскую идентичность, играли разные актеры – Марек Кондрат, Войцех Высоцкий, Цезарий Пазура, Адам Воронович, Анджей Хыра (кстати, он сейчас снимается в новом фильме Александра Миндадзе). В «7 чувствах» Мяучинским стал сын режиссера Михал Котерский.
Еще один очень личностный, основанный на реальной истории семьи фильм привез в Москву режиссер Януш Кондратюк. Он недаром назвал его «Как кошка с собакой». Именно так живут два брата, конфликтуя, часто не понимая друг друга, часто испытывая негативные эмоции, злость, раздражение и все-таки ощущая сильную привязанность и любовь. Все особенно обостряется, когда оказывается, что старший уже на пороге смерти из-за тяжелой болезни. Подлинные разговоры с братом режиссер перенес в свой фильм, как и последнее признание, на которое он решился: «Ёндрек, я люблю тебя», получив в ответ последнюю улыбку. Пронзительная и очень человечная история, великолепная игра двух главных актеров – Роберта Венцкевича и Ольгерда Лукашевича, хорошо известного по фильмам Анджея Вайды.
Молодые участники конкурса интересны попытками освоения разных жанров. Военный хоррор «Оборотень» Адриана Панека, где в главной роли русская актриса Соня Метелица, студентка Театральной академии в Варшаве. Эксцентричная комедия «Приступ паники» Павла Масьлёны. Психологический триллер Агнешки Смочиньской «Фуга», в прошлом году показанный на Каннском фестивале в программе «Неделя критики». Мистическая драма «Башня. Светлый день» Ягоды Шельц, получившей на фестивале в Гдыне приз за лучший дебют. Правда, это слишком щедрый аванс для начинающей барышни, которая решила перещеголять Йоргаса Лантимоса в создании таинственной, жутковатой атмосферы. Не в пример сильнее выглядит непритязательный внешне, но умело сделанный, полный внутреннего напряжения фильм Петра Домалевского «Темная ночь». О том, как почти случайные поступки и слова могут привести к самым неожиданным и роковым последствиям.
После объявления призов и вручения наград победителям «Висла» продолжит фестивальную жизнь в 22 российских городах – от Барнаула до Краснодара, от Сочи и Ростова-на-Дону до Оренбурга и Светлогорска.
комментарии(0)