До российских экранов, пусть не и не без «приключений» – дату релиза переносили, – добралась новая картина Франсуа Озона о педофилии в католической школе и ее последствиях, за которую режиссер получил Гран-при Берлинского фестиваля. Почти одновременно вышел в России и еще один фильм – призер Берлинале – «Пираньи Неаполя», снятый по книге и сценарию Роберто Савиано и получивший на фестивале приз за лучший сценарий. Среди отечественных премьер стоит выделить кровавый экшен дебютанта Кирилла Соколова «Папа, сдохни», в котором крови и юмора не меньше, чем у Тарантино, а главные роли исполняют Виталий Хаев и Александр Кузнецов.
«По воле божьей», реж. Франсуа Озон
|
Эмоции: трудно быть с богом.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: сценарий, написанный самим Озоном, основан на реальных событиях – резонансной истории, случившейся в городе Лионе, где мужчины – бывшие ученики одной католической школы – обвинили своего преподавателя-священника в том, что в конце 80-х – начале 90-х, на протяжении нескольких лет, он растлевал мальчиков. На экране – трое главных героев, которые вслед за своими прототипами создают своего рода ассоциацию жертв священника-педофила. Последний, к слову, ничего не отрицает, перекладывая ответственность на церковь и вышестоящих ее служителей. Озон, который чуть ли не впервые в своей карьере рассказывает историю о мужчинах, как всегда, филигранно работает с формой. Плавно перемещая фокус с одного персонажа на другого, он меняет ритм повествования согласно темпераменту персонажа и оттеняет первый план предельно выразительным вторым. Демонстрирует не только природу травмы, но и причины многолетнего молчания жертв сексуальных домогательств. Церковь как могущественный институт власти в этом случае легко сравнима с охваченной чередой харрасмент-скандалов индустрией кино, а уязвимость человека при столкновении с этими махинами не зависит от пола.
32 очка
«Папа, сдохни», реж. Кирилл Соколов
|
Эмоции: человека не так-то просто убить.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: суровый опер Андрей Геннадьевич (Виталий Хаев) на свою беду впускает в дом незнакомца Матвея (Александр Кузнецов) – тот, конечно, представляется парнем дочки Андрея Геннадьевича, но за спиной у него молоток, так что разговор довольно быстро перерастает в драку. В которую будут включаться новые персонажи и которая будет прерываться недолгими диалогами, но, по сути, так и продлится до конца фильма. Техничная и циничная черная тарантиновская комедия, подкупающая и камерностью – основное действие не выходит за пределы квартиры, – и работой режиссера и оператора (Дмитрий Улюкаев) над визуальным рядом. Сюжет бы с легкостью уместился в короткометражный формат, но авторы весьма ловко растягивают его на полный метр, разливая по экрану реки крови и из раза в раз придумывая как бы поэффектнее искалечить героев. Для российского кино – что-то новенькое.
28 очков
«Пираньи Неаполя», реж. Клаудио Джованнези
|
Эмоции: маленькие, да удаленькие.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: фильм основного конкурса Берлинале, получивший на фестивале приз за лучший сценарий. Снято кино автором сериала «Гоморра» Клаудио Джованнези по книге Роберто Савиано. Того самого журналиста и писателя, которому за роман «Гоморра» неаполитанская мафия вынесла смертный приговор, вынудив его покинуть родную Италию. «Пираньи» все о том же – правда, на этот раз глазами местных подростков. Центральный персонаж – 15-летний Никола, мама которого вынуждена ежедневно отдавать часть выручки от крошечной прачечной в качестве дани крышующей локальный бизнес группировке. Мальчик понимает, что ситуацию надо менять: у него уже есть своя банда, осталось раздобыть деньги, оружие и кровью заработать авторитет. Стремительная, как несущийся по узким улочкам скутер, многословная, как любой итальянец, жестокая без скидок на возраст героев трагедия взросления в предлагаемых обстоятельствах. Без морализаторства, но с вполне очевидной моралью даже при открытом финале. И с обвинительной интонацией, направленной, правда, не в адрес героев-подростков. На примере нескольких искалеченных судеб Джованнези и Савиано в очередной раз гневаются на общество и родную общину, существующую в формате порочного круга.
27 очков
«Высшее общество», реж. Клер Дени
|
Эмоции: космос все стерпит.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: в своем первом англоязычном фильме 70-летняя француженка Дени рассказывает историю Монте (Роберт Паттинсон), который дрейфует в космическом корабле по открытому космосу и воспитывает дочку. Из флешбэков и закадровых комментариев героя складывается предыстория: оказывается, что он – один из участников странного эксперимента, в ходе которого осужденные на смертную казнь и пожизненное заключение преступники должны были отправиться к черной дыре и добыть из нее энергию для Земли. Впрочем, научная сторона вопроса волнует режиссера меньше всего, куда интереснее психологические и физиологические аспекты экспедиции. Будь то кровопролитные конфликты между пассажирами космолета или же попытки одержимого доктора Дибса (Жюльет Бинош), в прошлом также совершившей страшное преступление, искусственно оплодотворить хоть кого-нибудь. Без труда считываются отсылки и цитаты из Кубрика и Тарковского, однако создать что-то подобное по масштабу замысла и исполнения Дени не удается – получается тягучая, пространная, с претензией на философию и с замахом на вечность и ответы на вечные вопросы пустышка.
23 очка
«Игры разумов», реж. Фарад Сафаниа
|
Эмоции: доктор Гибсон и мистер Пенн.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: основанный на реальной истории составителей Оксфордского словаря фильм – детище Мэла Гибсона, воплощению которого он посвятил чуть ли не 20 лет жизни, а в итоге вынужден был судиться за право финального монтажа. Все эти закадровые перипетии стоили картине рекламной кампании, так что она осталась почти незамеченной – впрочем, не сказать, чтобы было, что замечать. Даже то, что главные роли исполнили сам Гибсон и Шон Пенн, не сделало ленту шедевром. Странное сотрудничество филолога-самоучки и пациента психиатрической клиники, которые составили полный словарь английского языка, – этакая вариация истории доктора Джекилла и мистера Хайда, что само по себе вполне заслуживает права на существование, будь в фильме побольше собранности и побольше действия. Вместо этого – попытка рассказать обо всем сразу, из-за чего двухчасовое действие распадается, заставляя мучительно пережидать сцену за сценой и надеяться, что следующей будет та, в которой Гибсон и Пенн – блестящий дуэт – играют в слова.
22 очка
комментарии(0)