Авторы «Магнуса» переосмысляют так называемый скандинавский нуар. Кадр из сериала «Магнус». 2019
Второй год подряд за месяц до Каннского фестиваля на Лазурном Берегу проходит другой, не менее важный смотр, где с площадками вроде Netflix не борются, а, наоборот, всячески приветствуют их участие – ведь в программе не фильмы, а сериалы. В рамках Canneseries, который, в свою очередь, является частью крупнейшего мирового рынка контента MIPTV, на большом экране показывают будущие телехиты со всего мира. В этом году в основной программе – 10 проектов, в том числе и российская «Эпидемия» Павла Костомарова.
Отечественный сериал соревнуется с ТВ-шоу из Израиля, Норвегии, Испании, США, Германии, Великобритании и Бельгии. Впрочем, программа Canneseris разнообразна не только географически, но и жанрово – от абсурдистской комедии до постапокалиптической драмы. Последнее относится как раз к российской «Эпидемии», снятой по мотивам романа «Вонгозеро» Яны Вагнер и рассказывающей о людях, вынужденных спасаться от распространяющейся по стране и миру смертельной эпидемии, вызванной неизвестным вирусом и превращающей людей в некое подобие ходячих мертвецов. Герои – и это основной драматический задел «Эпидемии» – оказываются вместе хоть и по воле случая, но не совсем случайно. Мужчина (Кирилл Кяро), его теперь уже бывшая жена (Марьяна Спивак) с их маленьким сыном, его нынешняя пассия, она же любовница (Виктория Исакова) с ее сыном-подростком, его друг и сосед (Александр Робак) с молодой беременной супругой и дочкой-школьницей, его немолодой отец (Юрий Кузнецов) – именно в таком составе группа спасается бегством из зараженной Москвы. От себя, впрочем, не убежишь – уже по первой серии понятно, что конец света будет для персонажей меньшей из проблем.
Оператор и документалист Павел Костомаров несколько лет назад весьма успешно попробовал свои силы на телевидении, где в качестве режиссера работал над такими сериалами, как «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей». Новая работа стилистически близка двум названным сериалам – снята в свойственном экшен-фильмам темпе, но, конечно, не без операторских изысков и драматического накала. Фокус – и в прямом, и в переносном смысле – направлен на героев, которым трудно отбросить существующие между ними разногласия и обиды даже перед лицом зомби-апокалипсиса. Хочется верить, что сама эпидемия не превратится в исключительно фоновую историю, и зрелищных батальных сцен или сцен в жанре триллера или даже хоррора в последующих эпизодах будет больше. В противном случае остается рассчитывать на талант сценаристов и актеров, которым придется тянуть на себе очередную психологическую разговорную драму.
По фантазийности замысла «Эпидемию» в конкурсе Canneseries превосходит разве что норвежский «Магнус» – впрочем, этот проект стоит особняком не только в каннской программе, но и в мировом сериальном движении в целом. Авторы «Магнуса» переосмысляют самый популярный в родной Норвегии и соседних странах жанр – детективный. Иронизируют над сюжетами, атмосферой, самим форматом так называемого скандинавского нуара, выворачивают наизнанку его базовые составляющие. Например, место главного героя – как правило, талантливого, но порочного детектива – в «Магнусе» занимает полицейский-неудачник, человек-катастрофа, мыслящий за рамками привычной логики, мастерящий роботов и виртуозно изменяющий собственную внешность с помощью пластического грима. По абсурдному стечению обстоятельств именно ему поручают расследование странного исчезновения известного актера и не менее странной смерти его подружки. Действуя вопреки здравому смыслу и в компании школьника и еще более нелепого детектива-напарника, всю дорогу помышляющего о самоубийстве, герой по имени Магнус тем не менее добивается некоторого прогресса в своем расследовании – если так можно сказать, учитывая, что в деле оказывается замешан настоящий лесной тролль. До конца осмыслить и даже описать происходящее на экране невозможно – это, что называется, надо видеть. И интерес вызывает в данном случае не только обескураживающий сюжет и жанр абсурдистского комедийного детектива (и даже не тролль, который, к слову, собственной персоной представлял сериал на фестивале), а то, с какой иронией и самоиронией подошли норвежские авторы к национальной культуре и к ее самому популярному экспортному продукту, сняв сериал, пародирующий сериалы.
Что касается остальной программы, то очевидными претендентами на победу выглядят израильский «Нихама» – драмеди про овдовевшего отца пятерых детей, который к тому же мечтает о карьере стендап-комика, и испанская «Идеальная жизнь» – в хорошем смысле приземленная вариация на тему «Секса в большом городе». И то и другое, несмотря на простоту замысла, – как глоток свежего воздуха. Особенно на фоне также оказавшихся в конкурсе очередного проекта Netflix весьма посредственного и вторичного немецкого сериала с обманчиво обнадеживающим названием «Как продать наркотики онлайн (быстро)», или слезливой и псевдофилософской японской мелодрамы «Джуничи», продюсером которой является режиссер Хирокадзу Корээда. К слову, автор «Магазинных воришек», победивших на Каннском кинофестивале в 2018 году, – а вот выиграть конкурс сериального Канна ему с такими серьезными соперниками удастся едва ли. n
Канн
комментарии(0)