![]() |
Фото РИА Новости |
Марлен Хуциев родился в Тифлисе в семье актрисы и заместителя наркома внешней и внутренней торговли – отец будущего режиссера был расстрелян в 37-м году. Учился в школе в Тбилиси, в Москву – поступать во ВГИК – перебрался уже после войны (от службы Хуциев был освобожден по состоянию здоровья), а после окончания института кинематографии работал режиссером сперва на Одесской киностудии, позднее на Киностудии им. Горького и на «Мосфильме». Дебютной работой стала дипломная короткометражка «Градостроители», снятая Хуциевым совместно с Феликсом Миронером.
Первый успех принесла режиссеру вышедшая в 1956 году «Весна на Заречной улице» – о выпускнице пединститута, приехавшей преподавать в вечерней школе работникам металлургического завода. С одной стороны – хрестоматийный соцреализм, с другой – совсем «нездешнее» кино, снятое с европейским изяществом. Обозначившим не только авторский стиль, но оттепель как культурное и социальное-политическое явление.
Съемки «Весны» совпали с XX съездом – именно поэтому уже в тот момент Хуциев задумал свою следующую работу, картину «Застава Ильича», ставшую настоящим символом эпохи, запечатлевшую поэтов-шестидесятников и вечера в Политехническом музее. Несмотря на воспетую в кадре свободу, сама судьба картины как будто бы говорит о мнимости той самой якобы наступившей оттепели. Раскритиковав героев фильма за отсутствие стремлений, а саму картину, а соответственно и уникальный авторский стиль Хуциева – одновременно многословный и задумчивый – за фрагментарность и неопределенность смысловых акцентов, чиновники Госкино и Хрущев вынудили Хуциева переделать фильм и изменить название. В 1965 году он вышел на экраны под заголовком «Мне двадцать лет», и лишь спустя более чем два десятилетия, в 1988 году, на большом экране впервые показали изначальную версию. Все это, впрочем, не помешало картине завоевать в 1965 году приз Венецианского кинофестиваля.
Оттепель, если и была, то была недолгой – и вышедший в 1966 году «Июльский дождь» Хуциева в каком-то смысле ознаменовал ее завершение. Как когда «Весна» и «Застава» повествовали о ее начале и расцвете – герои под песни Визбора и Окуджавы вспоминают и, наверное, переосмысляют случившееся с ними, и войну, и 60-е. Задуманный на съемках «Весны» и снятый длинными планами «Июльский дождь» ближе всех хуциевских к французской новой волне. И еще один, непонятый на родине – резали фильм не так сильно, как «Заставу», но прокат ограничили.
Последним художественным фильмом Марлена Хуциева, вышедшим при его жизни, стала картина-притча «Бесконечность» (1991). В 2001 году была показана документальная лента «Люди 1941 года». Последние несколько лет жизни Марлен Хуциев посвятил работе над пока так и не вышедшем фильмом «Невечерняя» – о встрече Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова и их разговорах о жизни и смерти, о вечном.
комментарии(0)