Режиссер Агнешка Холланд с актером Джеймсом Нортоном, исполнившим главную роль в ее фильме. Фото Reuters |
Молодой и амбициозный советник по иностранным делам лидера британской оппозиции Дэвида Ллойда Джорджа попадает под сокращение ввиду общего экономического упадка и собственной, по мнению все той же оппозиции, бесполезности. Взяв однажды интервью у Гитлера, Гарет Джонс (Джеймс Нортон) убежден, что войны не избежать – ему никто не верит. Собрав вещи, герой, теперь именующий себя журналистом-фрилансером, отправляется в советское посольство за визой, а оттуда в Москву – брать интервью у Сталина.
Кадр из фильма "Мистер Джонс" |
Глянцевая, абсолютно голливудская картинка «Мистера Джонса» – первое, что бросается в глаза и вызывает невольный внутренний протест у всех, кто до просмотра успел ознакомиться если не с синопсисом, то хотя бы с темой фильма. Из недавнего на ум приходит пресловутый запрещенный американский «Номер 44» – с картиной Агнешки Холланд они существуют в одной вселенной, в одном частично выдуманном СССР/России, том самом, где на вопрос «Какие ваши доказательства?» прозвучит классическое «Кокаинум». Вдвойне обидно, что речь в данном случае не о какой-то условной, выдуманной истории про ужасы сталинской эпохи, а про вполне конкретное время и исторический факт – какие бы ни велись споры, вызванный коллективизацией голод в деревнях не только на территории Украины был и остается чудовищной реальностью, с признанием и осознанием которой надо и пора бы уже разбираться. Но, конечно, не такими способами – к сожалению, кроме смеха, как над любой «клюквой», картина не вызывает никаких эмоций.
Очевидно – и вдвойне странно, учитывая участие в проекте Польши и Украины, – что авторы не озаботились созданием в кадре элементарной, на уровне хотя бы декораций, исторической достоверности. И речь даже не об упомянутой опиумной вечеринке (кто его знает?), а об этой несуществующей Москве или же о биографии самого Гарета Джонса, которая не является, как и его статьи, тайной за семью печатями, – зато является куда более трагичной и, если уж на то пошло, кинематографичной, чем показано в «Мистере Джонсе». Будто бы ради красного словца, Холланд добрую половину фильма «морозит» героя посреди каких-то новостроек, которые больше походят на современные московские ландшафты, после чего отправляет в не менее далекую от реальной Украину, где он бродит по заснеженным полям, заглядывает – нет, не в мазанки, а в деревянные коттеджи – и, оторопев от пары увиденных трупов, съедает в один присест все запасы еды, после чего очень быстро переходит сперва на кору с деревьев, а потом и на брата Колю. Впрочем, истерическое чувство голода охватывает героя еще в вагоне поезда – окруженный якобы оголодавшими, для порядка художественно испачканными и одетыми в лохмотья, но вполне здоровыми крестьянами, он, еще недавно обедавший икрой в компании министра, демонстративно поглощает апельсин. Вот уж правда – и смех, и грех.
Смех вызывает, естественно, не история, а то, что масштаб взятой темы обратно пропорционален ее воплощению – и вот это действительно грех. Вместо восстанавливающего историческую справедливость эпоса, которым мог бы стать «Мистер Джонс», получилась глуповатая, кустарная поделка-агитка, вполне соответствующая многим порицаемым всеми современным отечественным фильмам, например, и о войне. И тем более обидно, что в кадре, в качестве своего рода композиционной рамки, присутствуют сцены с писателем Джорджем Оруэллом, работающим над «Скотным двором». Который он написал как раз по мотивам статей реального Гарета Джонса. И лучше один раз прочитать, чем хотя бы один раз посмотреть.
Берлин
комментарии(0)