0
13350
Газета Кино Интернет-версия

09.02.2019 09:26:00

Берлинале-2019: когда б вы знали, из какого сора растут дети

Хозяева фестиваля размышляют о трудных детях, монголы – о динозаврах и вымирании человечества

Тэги: германия, берлин, берлинале, кино, фестиваль

Берлинале-2019. Дневник кинофестиваля

германия, берлин, берлинале, кино, фестиваль Кадр из фильма "Крушитель системы" © Peter Hartwig / kineo / Weydemann Bros. / Yunus Roy Imer

Второй день 69-ого Берлинского фестиваля начался с немецкой картины – полнометражного игрового дебюта режиссера Норы Фингшайдт «Крушитель системы». Который многие наверняка обвинят в манипуляции зрительскими чувствами, учитывая, что в основе сюжета – история взаимоотношений очень трудного ребенка и государственных социальных служб. Но, думается, что стоит копнуть чуть глубже фабулы и обнаружить более тонкую историю. О системе, которая лишает человека права на человеческий фактор, и о бунте как о форме свободы.

Бенни (восхитительная юная актриса Хелена Зенгель) – белокурая и бледнолицая 9-летняя бестия – кочует из одной приемной семьи в другую, из одного детского приюта в другой. В промежутках «отдыхает» в больнице, где врачи медикаментозно приводят ее в чувства после очередного приступа ярости, перед очередным переездом на новое место – тех, где еще не знают Бенни и готовы принять ее у себя, почти не осталось. Вспышки агрессии вызваны тяжелой детской травмой и выливаются то в драки, то в побеги, то в попросту неадекватное (по меркам установленных норм и морали) поведение. Бенни мечтает снова жить с мамой, но та давно сдалась. Врачи и психологи, вместо терапии, предпочитают пичкать ребенка таблетками от шизофрении. Воспитатели, в отличие от всех остальных, все еще не теряют надежду и веру в девочку – в особенности немолодая начальница соцслужбы и один из ее сотрудников по имени Миша, который работает с трудными подростками, усмиряя их гнев трудотерапией на лоне природы.

berlin19_02_b.jpg
Кадр из фильма "Крушитель системы" © Peter Hartwig /
kineo / Weydemann Bros. / Yunus Roy Imer
Мебель живописно разлетается в щепки, из разбитых носов и лбов льется кровь, то и дело слышатся душераздирающие крики, визги и надрывное «Мама!», особенно громким эхом отзывающееся в идиллической лесной глуши. С таким уровнем натурализма в изображении приступов главной героини, да и в целом с подобной остросоциальной тематикой «Крушитель системы» действительно легко мог бы скатиться в спекуляцию – несколько лет назад на Берлинале это случилось с другим немецким конкурсным фильмом про аборты на поздних сроках беременности. Тем не менее Фингшайдт обходит жанровые ловушки – прежде всего тем, что довольно честно показывает все стороны конфликта. У каждой из которых – своя правда и свое право на ошибку. Не только у маленькой девочки, ставшей жертвой обстоятельств в виде домашнего насилия, но и у взрослых, среди которых, будь фильм спекуляцией и манипуляцией, обязательно нашелся хотя бы один герой-спаситель без страха и упрека.

У Фингшайдт же все по очереди дают слабину, иногда даже роковую, но режиссер будто бы никого не винит – став социальным работником, не перестаешь быть человеком, став взрослым, не перестаешь совершать ошибки, став родителем автоматически не набираешься ума. Человеческий фактор – явление сколь непредсказуемое, столь и неизбежное, зачастую не зависящее от уровня профессионализма, от объема жизненного опыта, от возраста. А вот система сбоит, и против нее можно и нужно восставать, каким бы печальным ни был исход.

berlin19_03_b.jpg
Кадр из фильма "Яйцо" © Wang Quan'an
Тему детей – правда еще не рожденных – поднимает в другой конкурсной картине, монгольском фильме «Яйцо», китайский режиссер Ван Цюаньань. В максимально киногеничных декорациях он снимает экзистенциальную притчу о продолжении рода, обрамленную в тонкую и интригующую рамку детектива. В монгольской степи – в английском для описания такого места есть прекрасная фраза «in the middle of nowhere», что дословно переводится, как «посреди нигде» - находят труп женщины. Охранять тело до приезда судмедэкспертов и прочих криминалистов оставляют стажера, а охранять юношу от волков и других местных опасностей в свою очередь поручают одинокой женщине-пастуху, с ружьем и на верблюде. Присматривая за местом преступления, они проведут вместе ночь, греясь от костра, верблюда, алкоголя и друг друга – но это вовсе не история любви.

berlin19_04_b.jpg
Кадр из фильма "Яйцо" © Wang Quan'an
Незамысловатую фабулу, которой с натяжкой хватает на полный метр, Цюаньань насыщает мощными этническими визуальными и смысловыми образами, длинными кадрами – формально почти всегда пустыми, но оттого невероятно многозначительными – и метафорами про динозавров. Одни вымерли, вторые – они же люди – пытаются задержаться на Земле, продолжая свой род как того просит и подсказывает первобытный зов природы. Именно она становится в «Яйце» самым интересным персонажем, начиная от самой степи, которую ни умом не понять, ни аршином общим не измерить, и заканчивая ее мохнатым и невозмутимым обитателем – верблюдом, в силу роста и характера взирающего на все свысока. При всех достоинствах, а фильм нельзя не похвалить за работу оператора и звукорежиссера, «Яйцо» - скорее торговля экзотикой, чем новое слово в высоком искусстве.
Берлин


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1799
У нас

У нас

0
752
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3294
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1657

Другие новости